ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Медиа

Опубликованы определения практик, подготовленные для BestLawyers.com партнером Анной Котовой-Смоленской

23 Декабря 2016
Опубликованы определения практик, подготовленные для BestLawyers.com партнером Анной Котовой-Смоленской На сайте Best Lawyers опубликованы определения практик GOVERNMENT RELATIONS PRACTICE и GOVERNMENT PRACTICE, подготовленные партнером Юридической фирмы "ЮСТ" Анной Котовой-Смоленской по просьбе редакции этого международного справочника. Основная аудитория, для которой предназначена информация – зарубежные корпоративные юристы, а также предприниматели, желающие ознакомиться с правовыми "правилами игры" в России и понять, какого правового консультанта выбрать для работы в России.

Отметим, что упомянутые практики очень интересны тем, что российское законодательство не содержит их описания, хотя де-факто они существуют, развиваются, и очень важны для бизнеса. Дело в том, что практика Government Relations Practice ("Практика Отношений с Правительством", по смыслу – "с чиновниками, с представителями властей") охватывает все то, что в странах Запада регулируется законодательством о лоббизме. В свою очередь практика Government Practice (дословно "Практика Правительства" или "Практика Властей", по смыслу – "практика регулирования, осуществляемого государством") – довольно широкое понятие, охватывающее весь спектр вопросов о государственном регулировании отношений субъектов в ряде отраслей. Таким образом, в данных материалах партнера Юридической фирмы "ЮСТ" Анны Котовой-Смоленской представлены сведения, не только ценные для иностранных клиентов, желающих познакомиться с "картиной мира" в российской юрисдикции в части этих двух практик, но и весьма интересные для российских юристов. Ведь предмет обсуждения – деловая среда, в которой живут и работают российские юристы, и которая продолжает свое активное развитие в нашей стране.

Best Lawyers ("Лучшие Юристы") – международный справочник для клиентов юридических фирм, со штаб-квартирой в США. Исследователи Best Lawyers ежегодно проводят опросы, по результатам которых определяют лучших юристов по отраслям права в разных юрисдикциях. В числе лучших из года в год оказываются сотрудники Юридической фирмы "ЮСТ".

Ниже приведена русская версия обоих определений; оригинал можно увидеть на сайте Best Lawyers (требуется в выпадающем меню выбрать юрисдикцию Russia и название соответствующей практики), либо прочитать в английской версии нашего сайте здесь.


Government Relations Practice – о том, как продвигать интересы частных лиц и корпораций, а также общественных объединений в органах государственной власти с целью добиться принятия желательных решений.

Лоббизм в России де-факто существует и бурно развивается, но законодательно никак не регулируется. В законодательстве не существует даже определения лоббизма, тем более нет никаких правил, регламентирующих поведение профессиональных лоббистов. Общее правило: практически любые способы влияния бизнеса и иных групп интересов на законодателей и чиновников допустимы – если только не вступают в конфликт с уголовным кодексом и, в известной степени, с неформальными этическими нормами. Между тем практика Government Relations Practice в России на сегодня уже сформировалась и требует понимания во всех деталях.

В целом, для достижения желанных целей может требоваться много специальных действий, в том числе влияние на общественное мнение, на настроения и точки зрения лидеров в соответствующей отрасли, включая определенных чиновников. В конечном счете, цель всех усилий сводится к влиянию на нормотворчество. Это касается как федеральных законов, так и нормативных правовых актов субъектов федерации России и муниципалитетов. Также в некоторых случаях требуется экспертное сопровождение подготовки актов органов исполнительной власти.

Чиновники и законодатели прислушиваются к представителям лоббистских структур, поскольку те обладают, как правило, намного большей компетенцией в соответствующих областях. В России действует ряд структур, выражающих интересы игроков в различных отраслях. В частности, это Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата, Российское газовое общество, Российский топливный союз, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Союз производителей алкогольной продукции и другие. Они стараются институционально встроить себя в систему принятия государственных решений.

В корпорациях и некоммерческих организациях работают специальные сотрудники (обычно юристы), которые в интересах своих работодателей специализируются на соответствующих проблематиках. Независимые консультанты (например, юридические фирмы) работают аналогично, но, как правило, охватывают множество смежных тем и зачастую разбираются в проблематике клиента намного глубже – потому что основную часть рабочего времени заняты именно этим.

Консультант в сфере Government Relations должен, кроме глубокого понимания интересующих сфер законодательства, включая смежные, обладать рядом особых компетенций. Среди них: знание актуальных обычаев и тенденций делового оборота в отрасли; знание судебной практики в отрасли; знание механизмов принятия решений законодательными органами и госаппаратом. Наконец, очень важен успешный опыт нормотворчества – то есть подготовки проектов законов и иных актов, которым после принципиального одобрения чиновниками предстоит пройти как политическую, так и правовую экспертизу. Отметим, что в России в данных вопросах обычно сильны национальные юридические фирмы – как правило, именно они имеют богатый опыт сопровождения деятельности по Government Relations, включая нормотворчество.


Government practice в той или иной степени присутствует везде, где есть потребности бизнеса во взаимодействии с представителями государства, включенными в процесс регулирования соответствующей отрасли бизнеса. В целом правоотношения между экономическими субъектами регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Но в ряде сфер деловых и общественных отношений есть особенности, которые серьезно затрагивают интересы населения, государства и самих участников бизнеса, и для регулирования которых недостаточно положений гражданского законодательства. Здесь-то и работают специальные государственные регуляторы. С их представителями вы будете иметь дело.

Понять, как работает эта система, легче всего через описание потребностей, возникающих у бизнеса – и оказываемых правовым консультантом услуг в government practice. Все их многообразие можно классифицировать на два типа. Первый – прикладные, связанные с получением госуслуг, необходимых "на земле" для ведения бизнеса. Например, регистрация прав на недвижимость или интеллектуальную собственность, получение или переоформление лицензий и т.д. Второй тип потребностей и услуг – по формированию "правил игры", то есть изменение той нормативно-правовой среды, в которой будет дальше функционировать бизнес клиента (или группы интересов, к которой клиент принадлежит), т.е. нормотворчество.

Отдельно отметим такую услугу консультанта, как поддержка клиента в получении разъяснений регуляторов. Нередки случаи, когда нужное решение невозможно принять из-за неопределенности или противоречивости в толковании какой-то нормы. Во избежание будущих проблем следует заручиться официальным разъяснением соответствующего регулятора. По сути, это третий тип услуг. Который не только помогает клиенту решить конкретную проблему в бизнесе, но и де-факто формирует практику интерпретации уже созданных норм.

Есть межотраслевые и отраслевые регуляторы. Первые – это органы, регулирующие общеэкономические вопросы. Они не влияют на решение прикладных вопросов, их сфера влияния – макроэкономические условия. К ним относят Министерство экономического развития, Министерство финансов. Вторые – также работают в макроэкономической сфере, но сфокусированы на создании нормативно-правовой среды в рамках отельной отрасли или специфической сферы вопросов. К ним относят такие федеральные ведомства, как Банк России, Министерство энергетики, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство промышленности и торговли, Министерство связи и массовых коммуникаций и другие.

Единственный из упомянутых выше регуляторов, кто осуществляет как нормотворчество, так и госуслуги – Банк России. Центральный банк – мегарегулятор финансового рынка России. Он курирует, помимо банковского, такие отрасли, как страховой бизнес, деятельность на рынке ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации и другие. Специально выделенные департаменты в составе Банка России осуществляют регулирование, контроль и надзор за соответствующими сферами. Вместе с тем Банк России создает нормативные документы, то есть "правила игры" для поднадзорных отраслей.

Остальные регуляторы имеют в своем составе федеральные службы и федеральные агентства, которые не создают нормативно-правовую базу и не вырабатывают государственную политику, а занимаются только госуслугами и надзором. Например, Министерство экономического развития создает нормы и правила, а подведомственная ему Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии оказывает госуслуги (в том числе выдача лицензий, регистрация прав на недвижимость) и осуществляет проверки соблюдения требований отраслевого законодательства. Всего под началом федеральных министерств действуют более 50 федеральных служб и агентств.

Как показывает наш опыт, все важные отрасли в России сегодня регулируются достаточно хорошо и разумно – но для успеха нужно знать как отраслевые законы, так и внутренние "правила игры" чиновников, регулирующих отрасль, в которой вы развиваете свои бизнес-проекты. Отметим, что развитие системы регулирования продолжается, что особенно хорошо видно в ряде отраслей. Например, в последнее время усиливается влияние Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Роль службы возрастает по мере того, как растет активность бизнеса в части оборота интеллектуальной собственности. В настоящее время официальными органами рассматривается вопрос о создании на базе службы единого мегарегулятора в сфере интеллектуальной собственности.

Какой консультант вам нужен? Прежде всего, тот, который отлично знает вашу отрасль и понимает, как и кем она регулируется в России. Крайне желательно, чтобы ваш консультант не только знал отраслевые законы, но и понимал логику и алгоритм работы чиновников из соответствующих правительственных служб – иначе дело будет двигаться намного медленней, чем следует. Пожалуй, по-настоящему надежный правовой консультант знает вашу отрасль, понимает ваши потребности, а также имеет практический опыт решения проблем, сходных с теми, что ожидаются в вашем проекте.

Назад к списку