ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Аналитика

Экспертный прогноз: в 2013 г. ожидается рост обвинений статусных компаний в картельном сговоре

23.01.2013

Источник публикации - журнал «Юридический мир». №12. 2012.

Партнер Юридической фирмы "ЮСТ" Артур Рохлин рассказал читателям журнала "Юридический мир", какие "подводные камни" не получилось учесть при разработке Третьего антимонопольного пакета и каким отраслям в 2013 году следует беспокоиться из-за обвинений в картельном сговоре.

- Артур Александрович, почти год прошел с тех пор, как были приняты масштабные поправки в законодательство, получившие название Третьего антимонопольного пакета. Можно ли обобщить, по каким причинам они были приняты?

- Федеральная антимонопольная служба и законодатель поставили цель, которую можно описать, как уточнение, а также либерализация антимонопольного законодательства. В ведомстве Игоря Артемьева проанализировали практику и увидели, что отдельные формулировки составов правонарушений оказались не совсем удачными. Это привело к тому, что многие оценочные категории трактовались неверно. Поэтому, в том числе под давлением юридической общественности, были уточнены формулировки конкретных составов нарушений антимонопольного законодательства. Как следствие, исчезли основания для привлечения к ответственности лиц, которые в действительности не нарушали законодательство, и сузилась возможность манипулирования нормами антимонопольного права…

- Как Вы оцениваете результаты применения поправок?

- Антимонопольное законодательство стало более стройным в вопросах контроля за конкурентным пространством и рыночной концентрацией. Появились более четкие формулировки, которые рождались в результате анализа конкретных прецедентов и определений. Все новеллы заработали, ведь изменения коснулись наиболее значимых аспектов применения законодательства, и в том или ином виде они, конечно, повлияли на практику. Другое дело, что некоторые положения являлись следствием определенного компромисса между ФАС, Правительством РФ и Государственной Думой ФС РФ. Возможно, поэтому некоторые положения не были до логического конца доведены. Хотя в целом Третий антимонопольный пакет следует оценивать положительно.

- Какие «подводные камни» не получилось учесть при разработке Третьего антимонопольного пакета?

- Надо понимать, что в середине 2000-х годов антимонопольное законодательство в России, по сути, начало создаваться с нуля: только в 2006 году был принят Закон «О защите конкуренции». При рождении новой отрасли невозможно предугадать, как субъекты правоприменения отреагируют и подстроятся под действие этих законов. Поэтому начало применения закона в новой редакции обязательно выявляет дополнительные проблемы. Например, институты предупреждений. Этот механизм направлен на то, чтобы бизнес по сигналу антимонопольной службы смог скорректировать свое поведение и исчерпать инцидент. Но в ФАС не учли, что в некоторых ситуациях само это предупреждение носит характер обязательного элемента последующего привлечения к ответственности. И если предупреждение было неправомерно вынесено, оно может стать объектом обжалования. Но если возникает самостоятельная возможность обжаловать такие предупреждения, территориальное управление ФАС получит вместо упрощенного механизма регулирования еще один уровень судебных разбирательств. Это усложняет деятельность ФАС и идет вразрез с самой идеей данного института. Если предупреждение может быть обжаловано, его существование в текущем виде нецелесообразно. Если оно обжалованию не подлежит – это необходимо специально обговаривать в законе…

Продолжение - в pdf-версии публикации.

Скачать в PDF


Назад к списку