Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Аналитика

ГЧП в рамках строительных проектов: правовые аспекты

02.04.2014

Источник статьи газета "РБК Недвижимость".

Партнер Юридической фирмы "ЮСТ", адвокат Александр Боломатов и юрист Дмитрий Жубрин - для "РБК Недвижимость".

Традиционно большинство ГЧП-проектов так или иначе связаны со строительством или реконструкцией какого-либо объекта недвижимости и его последующей эксплуатацией. В этой связи правовые вопросы, регулирующие привлечение частных инвестиций при строительстве объектов, имеющих общественную или государственную значимость, напрямую влияют на эффективность и возможность широкого применения ГЧП-проектов на практике.

Наиболее часто ГЧП-проекты реализуются при строительстве объектов транспортной и социальной инфраструктуры, а также объектов коммунальной сферы. В рамках подготовки к проведению в России чемпионата мира по футболу 2018 года особую актуальность ГЧП-проекты приобретают в строительстве спортивных сооружений (стадионов, тренировочных баз и площадок), а также других объектов инфраструктуры.

Стоит отметить, что в настоящее время отсутствует федеральный закон, комплексно регулирующий вопросы государственно-частного партнерства. Во многих субъектах РФ приняты региональные законы о ГЧП, однако большинство из них носят рамочный характер и не способны в достаточной степени обеспечить правовое регулирование государственно-частного партнерства.

Основная часть федеральных ГЧП-проектов реализуется на основании положений Гражданского кодекса РФ, закона «О концессионных соглашениях» и закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

За весь период действия закона «О концессионных соглашениях» было реализовано всего несколько масштабных строительных проектов с применением концессионных схем. В частности, был успешно реализован проект по строительству Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, в настоящее время осуществляется строительство автодороги Москва — Санкт-Петербург, ЦКАД и реконструкция аэропорта Пулково.

Следует констатировать, что концессия так и не получила широкого распространения. Во многом это связано с излишней императивностью закона «О концессионных соглашениях», который содержит ряд ограничений, сдерживающих или существенно затрудняющих использование концессии. К таким ограничениям, в частности, относятся:

возможность установления платы концедента только в отношении автомобильных дорог и объектов коммунальной инфраструктуры; 

закрытый перечень объектов, которые могут быть объектом концессии; 

невозможность использования объекта концессии или прав концессионера для привлечения финансирования (запрет залога); 

невозможность передачи объекта концессии в частную собственность.

Большинство указанных ограничений будет снято в случае принятия Государственной думой внесенного правительством в феврале 2014 года законопроекта об изменении закона «О концессионных соглашениях».

С принятием закона «О контрактной системе» стало возможным осуществлять ГЧП-проекты в форме контрактов жизненного цикла (КЖЦ), предусматривающих обязательства частного инвестора по строительству объекта и его последующему обслуживанию (ремонту, эксплуатации).

КЖЦ хорошо зарекомендовал себя в зарубежной практике, так как позволяет распределить обязанности сторон таким образом, что государство не несет практически никаких рисков, связанных со строительством объекта. Частным инвесторам КЖЦ предоставляет широкие возможности в выборе способов реализации проекта, а также гарантированное получение долгосрочного бюджетного финансирования.

Реализация ГЧП-проектов возможна также и без специального правового регулирования. До принятия закона «О концессионных соглашениях» на протяжении длительного времени взаимодействие государства и бизнеса при строительстве объектов осуществлялось на основе инвестиционных соглашений или договоров аренды с инвестиционной составляющей. Данные формы продолжают активно использоваться и в настоящее время.

В целом можно констатировать растущее увеличение интереса к ГЧП-проектам как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. В связи с этим одной из первоочередных задач государства является создание устойчивой системы гибких и универсальных механизмов для реализации ГЧП-проектов.


Назад к списку