ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Аналитика

Гражданская юрисдикция швейцарских судов

20.11.2000
Источник публикации - Законодательство и экономика. № 4. 2000. 

Юрий Пилипенко

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных вопросов, касающихся гражданской юрисдикции, остановимся на некоторых особенностях судоустройства в Швейцарии. Это важно, поскольку оно отличается значительным своеобразием, связанным, прежде всего, с федеративным устройством государства, затем, с существованием кантональных судов с различной юрисдикцией (уголовной, гражданской, административной) первой и второй и т. д. инстанций и, наконец, с наличием широкой сети специализированных судов. 

Надо отметить, что исследование государственного устройства швейцарской федерации свидетельствует о неуклонном расширении компетенции центральной власти за счет сужения полномочий кантонов, усилении мощи исполнительной власти и сосредоточении основных рычагов государственной власти в ее исполнительном аппарате(1)

Как подчеркивал И.Д. Левин, «члены Союза во все большей мере утрачивают свою политическую роль, урезываются в своих правах, попадают во все большую зависимость - юридическую, финансовую, политическую - от Союза» (2). Тем не менее кантоны в настоящее время сохранили право определять свою внутреннюю организацию. Это касается, в частности, и организации судебной системы.

Поскольку в этой сфере кантоны и федерация наделены параллельной компетенцией, в стране действуют, наряду с Федеральным законом о судоустройстве от 16 декабря 1943 г., процессуальные нормы, закрепленные в кантональных конституциях, в кантональных законах о судоустройстве, ГПК, УПК, принятых во всех швейцарских кантонах. Эти нормы регулируют порядок деятельности органов юстиции, определяют их функции и компетенцию. Отсюда - разнообразие кантональных судебных систем. 

В целях эффективного функционирования судебной системы государство подразделяет суды на несколько взаимопересекающихся подсистем. Основным принципом разделения является определение суда (судьи), который компетентен самостоятельно рассмотреть дело, а также суда или судов, полномочных контролировать правоприменительную деятельность тех судов, которые первыми приняли решения по существу. 

Исходя из этого, судебные органы могут быть классифицированы на нижестоящие суды, или суды первой инстанции, и вышестоящие суды, или суды второй инстанции, третьей инстанции и т.д. согласно числу степеней судебных органов. Важным является также подразделение судов на обычные и специализированные. В компетенцию первых, как правило, входит рассмотрение всех категорий дел, за исключением тех, которые законом отнесены к компетенции специализированного суда. 

Большое значение здесь имеет также принцип разделения судов на федеративные суды и на суды субъектов федерации -кантонов. Суды субъектов федерации, входящие в кантональную судебную систему, представлены двумя видами обычных (неспециализированных) судов. Это суд первой инстанции и высший суд, который в зависимости от кантона может называться кантональный суд или высший суд. В обычных судах первой инстанции дела заслушиваются либо мировым судьёй, либо единоличным судьёй, либо коллегией судей. 

Высшие (кантональные) суды обычно рассматривают жалобы на решения нижестоящих судов, как обычных, так и специализированных, но в некоторых кантонах такой суд принимает к производству в качестве суда первой инстанции все имущественные иски, решения по которым могут быть обжалованы в Федеральный суд. В основном, это гражданские дела с ценой иска равной или превышающей 8.000 франков (Берн- ст.7 ГПК , Фрибург - ст.149 Закона о судоустройстве, Невшатель - ст.ст.14 и 33 Закона о судоустройстве, Юра - ст.5 ГПК). 

Однако в кантоне Валлис этот уровень значительно ниже - здесь Высший суд занимается разбирательством споров на сумму в 4.000 франков и выше ( ст.5 ГПК). В некоторых кантонах Швейцарии (Цюрих - ст.66 Закона о судоустройстве, Санкт-Галлен - ст.61 ГПК) имеются, кроме того, кассационные суды, компетентные рассматривать жалобы на решения, вынесенные высшими (кантональными) судами. 

Таким образом, в современной Швейцарии сложилась достаточно сложная иерархия государственных судов, являющихся постоянно действующими органами государственной власти. Сужение компетенции кантонов коснулось и такой важной сферы, как законодательство. К ведению федерации постепенно перешли вопросы уголовного и гражданского права. Д.И. Васильев выделяет 4 группы полномочий Союза и кантонов в законодательной сфере: 
  • вопросы, по которым Союз обладает исключительной компетенцией в области законодательства и управления;
  • вопросы, отнесенные к конкурирующей компетенции, ограниченной установлением общих принципов;
  • вопросы, отнесенные к компетенции Союза, не ограниченной установлением общих принципов;
  • вопросы, отнесенные к совместной компетенции Союза и кантонов(3)
В Швейцарской судебной системе не существует разделения судебных органов на суды уголовного и гражданского права. Что касается административных судов, то они, как правило, входят в систему апелляционных судов кантонов в качестве отдельных палат, хотя в некоторых кантонах (например, Цюрих) они представляют собой самостоятельную ветвь судебной системы. В наиболее крупных кантонах имеются суды первой инстанции, каждый из которых обычно состоит из трех или пяти судей. В их ведении находятся как уголовные, так и гражданские дела, не подпадающие под специальную юрисдикцию других судов. 

Однако в сфере гражданской юрисдикции существует множество судов, в компетенцию которых входят только те дела, для целей рассмотрения которых и был создан тот или иной специализированный судебный орган. Классификация правосудия на гражданское, уголовное и административное и дальнейший его анализ имеет большое значение для понимания принципов функционирования судебной системы государства.

В сфере гражданской юрисдикции в Швейцарии функционируют не только обычные суды, но и, как уже отмечалось, множество специализированных судов. К ним, в частности относится торговый суд. Так, в четырех швейцарских кантонах (Берн, Цюрих, Санкт-Галлен и Ааргау) гражданско-правовые иски рассматриваются в судах торгового права, если они вытекают из крупных коммерческих сделок и обе стороны или по крайней мере ответчик зарегистрирован в качестве предпринимателя в торговом реестре кантона. 

Своеобразие состава торговых судов состоит в том, что правосудие в них одновременно осуществляется коммерсантами и профессиональными судьями. Профессиональные судьи назначаются Высшим судом или, как в кантоне Ааргау, - Госсоветом, тогда как непрофессиональные судьи назначаются Госсоветом по предложению кантональной Торговой палаты или промышленных и торговых корпораций, компетенция которых вытекает из положений торгового права. В кантонах Женева, Во, Цюрих, Невшатель, Берн, Люцерн, Базель, Санкт-Галлен, Ааргау, Тичино и Юра существуют так называемые суды по трудовым спорам. Они состоят из представителей работодателей, наемных работников и представителя коммунального суда, выступающего в качестве председателя. Организация судов по трудовым спорам является обязанностью общин. 

Схожая система формирования применяется в судах, рассматривающих споры, вытекающие из арендных правоотношений. Некоторые кантоны (Женева - ст.56а Закона о судоустройстве, Цюрих - ст.14 Закона о судоустройстве) учредили суды, компетентные рассматривать споры, касающиеся найма городского жилья и квартплаты (ст.267а-d и 290а Кодекса об обязательствах). Судьи этих судов избираются на равных основаниях среди представителей домовладельцев и лиц - арендаторов жилья. Кантон Юра учредил такие суды в 1981 г., в том числе и для сельской местности. 

Существуют также другие виды специализированных судов, располагающих определенной компетенцией в кантонах, их учредивших. Например, в кантоне Санкт-Галлен создан суд рукодельников или, другими словами, суд по трудовым делам в индустрии вышивания. В кантоне Цюрих имеется сельскохозяйственный суд, являющийся государственным судом, компетентным рассматривать споры в сфере сельского хозяйства. В кантоне Аппенцель суд по разрешению конфликтов компетентен в отношении споров о недвижимости в сфере земледелия.

Статья 41 Конституции кантона гласит: “Суды по разрешению конфликтов рассматривают спорные вещные дела, если предметом спора являются угодья, источники и колодцы, ручьи и леса, тропы и пастбища”. Наконец, существуют арбитражные суды, являющиеся государственными органами, разрешающими споры между врачами и аптекарями, с одной стороны, и больничной кассой, с другой.

Процедура гражданского правосудия осуществляется в основном в рамках законодательства кантонов. Каждый из швейцарских кантонов и “полукантонов” ввел в действие собственные ГПК и законы о судоустройстве. Нормы кантональных ГПК применяются также при рассмотрении дел в Швейцарском Федеральном суде. Не менее значимые гражданско-процессуальные нормы содержатся в Швейцарском Гражданском Кодексе, Обязательственном кодексе Швейцарии и иных основных правовых актах, действующих в области гражданского материального права. Гражданско-правовая процедура в Швейцарии подчиняется следующим шести принципам:
  1. Принцип свободы волеизъявления каждой стороны в деле в отношении предмета спора ( исковых требований ). В соответствии с данным принципом, судья не вправе присудить больше, чем одна сторона требует и меньше, чем другая сторона признает. Судья не может решить дело иначе, чем этого требуют стороны.
  2. Каждая сторона несет бремя доказывания относящихся к делу фактов и обеспечивает представление доказательств в обоснование своей позиции. Вместе с тем в порядке установления фактов, суд обязан потребовать показаний сторон в отношении неполных или неясных заявлений, сделанных ими в процессе судебного разбирательства.
  3. Время, отводимое на выступления сторон, строго лимитируется судом.  
  4. Каждая сторона имеет право выступить в суде в свою защиту.
  5. Судья отвечает за соблюдение процессуальных норм.  
  6. В обязанности судьи входит определение применимого права. Однако в случае невозможности опредления иностранного закона, применимого к данному правоотношению, суд может запросить помощь сторон или же применить соответствующее швейцарское законодательство. 
В гражданском судопроизводстве различаются классические исковое производство и особое производство. Первое находит свое выражение в гражданском процессе, где противостоят друг другу две стороны (ответчик и истец), цель второго - установление фактов, относящихся к частному праву. Исковое производство в суде тесно связано с ценой иска. Именно от этого зависит, какая процедура применяется к данному делу (обычная, упрощенная или ускоренная). 

Как уже было указано, иски должны подаваться в обычные суды, торговые суды, суды, рассматривающие трудовые споры и т.д. Стороны в деле могут договориться о том, чтобы представить свои исковые заявления в суд иной, чем тот, который определен в законодательстве. Такое соглашение является обязательным для судьи, если возможность для этого предусмотрена законом.

В то же время судья может не принять иск на том основании, что рассмотрение данного дела находится вне его компетенции. По общему правилу исковые заявления подаются в суд по месту нахождения ответчика. Данное правило, однако, не применяется к спорам о праве собственности и наследования имущества.

Вместе с тем ответчик, в платежеспособности которого возникли сомнения, может быть вызван судом, находящимся за пределами кантона его домицилия. 

Что же касается ответчика, не являющегося гражданином Швейцарии, не имеющего постоянного места пребывания или места ведения бизнеса на территории Конфедерации, то он может быть привлечен к суду по месту совершения деликта (ст. 129 II Закона "О международном частном праве"). Иски к стороне в договоре с участием иностранного элемента рассматриваются по месту исполнения основного обязательства по договору ( ст.113 Закона “О международном частном праве”). Иски по делам о недвижимости подаются по месту нахождения недвижимости, независимо от того, является ответчик гражданином Швейцарии или нет (например, Цюрих ст.6 ГПК). 

 Письменное заявление истца должно содержать следующую информацию:
  • а) наименование сторон;
  • б) содержание исковых требований;
  • в) обстоятельства, на которых основывается дело.
Ссылка на законодательные акты, в принципе, не обязательна. 

Иск считается принятым к рассмотрению, когда мировым судьей составлено представление в суд (если дело не разрешилось мировым судьей самостоятельно). В делах с участием иностранного элемента датой возбуждения дела в любом швейцарском суде считается день, когда одной из сторон было совершено первое действие, направленное на возбуждение дела. 

Таким образом, обращение к примирительной процедуре может считаться возбуждением гражданского дела (ч.2 ст.90 Закона "О международном частном праве"). После того как истцом было подано исковое заявление, ответчику направляется вызов в суд вместе с копией искового заявления. Ответчик обязан представить свои возражения по делу в течение 20-30 дней, однако этот срок может быть продлен по требованию ответчика согласно определению судьи или председателя суда. 

В своем отзыве ответчик должен опровергнуть факты, изложенные истцом. Он также должен привести новые факты и включить в свое заявление контрдоводы. После подачи отзыва ответчика суд заслушивает каждую сторону еще раз, причем доводы сторон также фиксируются судом в письменном виде. Если ответчик по какой-либо причине не представил свои возражения, ему дается дополнительное время, в течение которого он вправе это сделать. Однако в случае непредставления возражений и в этот срок ответчик лишается права на заявление возражений в свою защиту и решение суда выносится только на основании доводов истца. 

Основные положения, касающиеся обязанности сторон доказывать свою позицию в деле, закреплены в ст.8 ГПК Швейцарии. При отсутствии каких-либо специальных законодательных актов, устанавливающих обратное, бремя доказывания фактов, которыми сторона обосновывает свою позицию, лежит на ней. Допустимость доказательств оставлена на судейское усмотрение (принцип свободной оценки доказательств). 

Федеральное законодательство устанавливает, что письменные доказательства могут потребоваться для подтверждения факта заключения между сторонами сделки. Отсюда требования, предъявляемые к ее форме: чтобы действительность сделки могла быть доказана, она должна заключаться письменно. Существует два вида документов, рассматриваемых судом в качестве доказательств по делу: - документы, подтверждающие факт заключения сделки; - документы, подтверждающие факты, на которые ссылается сторона в деле. Последние, впрочем, не считаются достаточным доказательством, так как помимо письменных доказательств, суды требуют свидетельские показания. 

Стороны и третьи лица, располагающие необходимыми документальными доказательствами, могут быть понуждены к тому, чтобы представить их по требованию одной из сторон. Если сторона, располагающая документами, не представит их, суд может принять во внимание такой отказ при вынесении окончательного решения по делу. Суд вправе наложить денежное взыскание на третьих лиц, отказывающихся представить документы, которые могут послужить доказательством, если третьи лица не имеют законных оснований для такого отказа. 

Свидетельские показания даются в устной форме. Судья предупреждает свидетеля о необходимости говорить правду (предостерегая его об ответственности за дачу ложных показаний, предусмотренной ст. 307 УК), а также сообщает ему о возможных причинах, по которым он может отказаться от дачи показаний. Затем судья начинает допрос свидетеля по существу дела. Допрос проводится самим судьей, однако стороны могут задавать дополнительные вопросы. Свидетель вызывается в суд повесткой, направляемой ему по почте. Свидетель может быть оштрафован судом, если не явится для дачи показаний или откажется давать их, не имея на то законных оснований. 

Не обязаны выступать в качестве свидетелей лица, состоящие в родстве с одной из сторон, лица, которые в таком случае будут давать показания против себя или же лица, обязанные хранить профессиональную тайну. В некоторых кантонах свидетель может быть отстранен от процесса или ему может быть отказано в даче показаний против одной из сторон, если такой свидетель состоит в близком родстве с противной стороной или же по иным причинам, предусмотренным в соответствующих статьях ГПК кантона. 

Если судья не располагает знаниями, необходимыми для оценки доказательств, стороны могут прибегнуть к помощи эксперта, который высказывает свое мнение как в письменной, так и в устной форме в отношении исследуемых аспектов дела. Эксперт назначается судом. Стороны, однако, могут задавать эксперту уточняющие вопросы, требовать дополнений к отчету эксперта, назначения нового эксперта. Суд допрашивает стороны либо по собственной инициативе, либо по требованию одной из сторон о назначении допроса по поводу фактов, на которые ссылается другая сторона. Если суд сочтет доказательства, представленные сторонами, недостаточными, он может допросить стороны вторично. За дачу ложных показаний сторона подлежит ответственности на основании ст.307 УК Швейцарии.

Упрощенная судебная процедура применяется в том случае, если ответчик сам признает себя ответственным или неправомерность его действий может быть доказана незамедлительно на основании письменного подтверждения. Такая процедура применяется также при исполнении судебных решений или в случаях, когда стороны прибегли к судебному вмешательству с тем, чтобы предотвратить наступление обстоятельств, способных негативно повлиять на судебное решение или на процесс его вынесения. Ускоренная процедура применима, когда из обстоятельств дела следует, что решение по нему должно быть вынесено без промедления, как, например, при рассмотрении дел, вытекающих из трудовых споров или по делам о взыскании долгов. Стороны могут отстаивать свою позицию, обосновывая ее имеющимися у них в наличии доказательствами, вплоть до момента вынесения судом решения по данному делу.

Судебный процесс в судах высшей инстанции большинства кантонов и в Федеральном суде является открытым. Основания, по которым выносится решение, должны быть представлены в письменном виде. Члены суда, не согласные с вынесенным большинством голосов решением или же с доводами суда, обосновывающими решение, могут заявить свое особое мнение. Окончательное решение отличается от промежуточного. Первое принимается по существу дела, второе выносится в течение процесса слушания дела по таким вопросам, как подсудность дела данному суду или же принятие (отказ в принятии) доказательств. 

Промежуточные решения могут быть пересмотрены судом в ходе слушания дела, в то время как окончательное решение может быть изменено только вышестоящей инстанцией. В каждом кантоне учреждены апелляционные суды; в некоторых кантонах такие суды могут быть разделены на палаты. Апелляционная жалоба направляется из суда округа (коммуны) или иного суда первой инстанции в палату апелляционного суда, ведающую данным видом дел. Промежуточные решения могут быть обжалованы в апелляционный суд или отменены, по иску о признании их недействительными, только в исключительных случаях. 

Если при разбирательстве дела применялось федеральное частное право и если цена иска превышает 8.000 швейцарских франков, то апелляционная жалоба может быть подана в Федеральный суд Швейцарии. Судебные издержки и расходы на услуги адвоката оплачиваются истцом заранее в том случае, если он не является гражданином Швейцарии или государства - члена Гаагской Конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., а также если истец признан банкротом. Те же правила действуют и в случаях, когда сторона (как истец, так и ответчик ) обжалуют решение суда в апелляционный суд. 

После вынесения решения по делу проигравшая сторона оплачивает судебные издержки, а также расходы на услуги адвоката, понесенные другой стороной. Если сторона проиграла дело только в отношении части исковых требований, она обязана оплатить лишь часть указанной суммы, а оставшуюся часть должна быть оплачена другой стороной. Таким образом, основная цель гражданского судопроизводства – обеспечить поддержку правового порядка в области частного права.


Назад к списку