Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Аналитика

Практика: Предел компетенции

30.11.2011

Источник публикации - газета "Ведомости". 30.11.2011

Радмила Никитина, юрист Юридической фирмы "ЮСТ"

В апреле этого года президиум Высшего арбитражного суда (ВАС РФ) поставил точку в судебном споре между Федеральной антимонопольной службой России и ОАО«Российские железные дороги», признав за перевозчиком право взимать с пассажиров плату за постельное белье в составе тарифа на перевозку (постановление ВАС РФ от 5.04.2011 № ВАС-14185/10 по делу № А40-125814/09-119-862). Рассматриваемое постановление президиума ВАС РФ в первую очередь интересно правовой позицией высшей судебной инстанции по вопросу соотношения антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

Напомним историю спора. 18 августа 2009 г. ФАС России признала издание ОАО «РЖД» распоряжения по вопросу включения платы за пользование постельным бельем в тариф на перевозку пассажиров (распоряжение ОАО «РЖД» от 16.06.2006 № 1211р «О включении в тарифы на перевозку пассажиров платы за пользование постельным бельем») нарушением ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции, запрещающей злоупотребление доминирующим положением в виде навязывания контрагенту (пассажирам) невыгодных условий договора.

Согласно позиции ФАС России обязательное включение платы за пользование бельем в стоимость билета противоречит законодательству о перевозках на железнодорожном транспорте и ущемляет права пассажиров, поскольку лишает их возможности отказаться от приобретения постельного белья в случае нахождения в пути в дневное время суток и в белье не нуждающихся. ФАС России в рассматриваемом решении указала на нарушение п. 32 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых нужд), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением правительства от 2.03.2005 № 111.

ОАО «РЖД» не согласилось с решением ФАС России и выданным на его основе предписанием и обжаловало указанные ненормативные правовые акты в судебном порядке. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали требования ОАО«РЖД».

Удовлетворяя заявленные требования ОАО «РЖД», суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь п. 3 ст. 69 АПК РФ, сослались на вступившее в законную силу решение Мещанского районного суда города Москвы от 30 ноября 2006 г., которым распоряжение ОАО «РЖД» проверено на предмет соответствия ст. 16 закона о защите прав потребителя и которым установлено, что включение ОАО «РЖД» платы за пользование постельным бельем в тариф на перевозку пассажиров в купейных вагонах и вагонах СВ соответствует законодательству о перевозках на железнодорожном транспорте и не ущемляет права пассажиров.

Кассационная инстанция не согласилась с выводами судов первой и апелляционной инстанций (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 июля 2010 г. по делу № А40-125814/09-119-862). Отменяя судебные акты нижестоящих судов, кассация признала неправомерной ссылку на решение суда общей юрисдикции, отметив, что по рассмотренному им спору в отличие от настоящего дела распоряжение ОАО «РЖД» проверялось на предмет соответствия законодательству о защите прав потребителей, а не антимонопольному законодательству, а также, что решение суда общей юрисдикции не имеет отношения к лицу, участвующему в деле(ФАС России).

Помимо этого суд кассационной инстанции со ссылкой на то же отраслевое законодательство, что и суды нижестоящих инстанций, пришел к выводу, что услуги по предоставлению пассажирам комплекта постельного белья допускается лишь по желанию пассажира и за отдельную плату.

При рассмотрении дела в надзоре ВАС РФ надлежало разрешить два блока вопросов. Первый блок вопросов касался применения отраслевого законодательства о перевозках на железнодорожном транспорте. Рассматривая этот вопрос, ВАС РФ занял позицию со ссылкой на отраслевое законодательство, что ОАО«РЖД» как перевозчик было обязано предоставлять за плату постельное белье и имело право включать плату за него в состав тарифа на перевозку пассажиров, пользующихся его услугами по перевозке в купейных вагонах и вагонах СВ.

В рамках второго блока вопросов ВАС РФ надлежало ответить на довольно интересный вопрос о соотношении антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

Известно, что сфера действия закона о защите конкуренции и сфера действия закона о защите прав потребителей частично пересекаются.

Так, ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции запрещает действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту невыгодных условий.

Согласно ст. 16 закона о защите прав потребителей потребитель вправе приобретать одни товары (работы, услуги) без обязательного приобретения иных товаров (работ, услуг), продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату, а потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ(услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

При этом вопросы, связанные с обеспечением соблюдения антимонопольного законодательства, возложены на ФАС России, а вопросы, связанные с защитой прав потребителей, а также с контролем и надзором в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор).

<…>

Полная версия публикации здесь.


Назад к списку