Изображая жертву
«Международная конфедерация обществ потребителей» (КонфОП) совместно с компанией Consumers International проверила работу российских страховых компаний. Мониторинг провели в рамках проекта Минфина по повышению финансовой грамотности населения. Выяснилось, что страховщики не хотят рассказывать клиентам всю правду о своих услугах. Это оставляет им пространство для злоупотреблений. Парадоксально, но в таких условиях страховые компании умудряются выставлять себя жертвами. Они жалуются на растущие убытки и продолжают наживаться на россиянах.
Информационный вакуум
В отчете о результатах независимого мониторинга (есть в распоряжении «Ленты.ру») перечислены самые острые проблемы, с которыми сталкиваются клиенты страховщиков. Все они так или иначе связаны с дефицитом информации. «Страховые компании не готовы прозрачно и понятно объяснять людям все существенные условия договора страхования», — посетовал председатель правления КонфОП Дмитрий Янин.
Во-первых, сайты страховых компаний не содержат «необходимой и достоверной» информации. «Под прицел» попали 25 крупнейших организаций (их названия не уточняются). Ни одна из них не опубликовала в интернете типовую форму договора, сказано в отчете. И только в четырех процентах случаев клиент может узнать об убытках, не подлежащих возмещению при наступлении страхового случая.
Во-вторых, условия страхования часто сформулированы запутанно и некорректно. «Лишь одна организация из 25 приводит в правилах четкое и последовательное изложение условий, не вызывающих проблем в понимании», — говорится в документе.
Третья проблема — навязывание услуг. Например, при оформлении ипотеки банк перекидывает заемщика в «свою» страховую компанию, хотя по закону клиент может выбрать любую. Бывает, что в договор КАСКО без ведома автомобилиста включают франшизу (услуга в итоге получается дешевле за счет скидки, но после аварии клиент получит меньше — как раз на эту самую скидку). И так далее <...>
Юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Екатерина Баглаева отметила, что составление страхового договора не регулируется так же жестко, как в случае с кредитами. Сейчас в документе должны быть указаны следующие параметры: что или кто страхуется, страховые случаи и срок действия договора. Адвокат юридической фирмы "ЮСТ" Родион Смирнов добавляет, что дополнительные условия прописываются в правилах страхования конкретной компании. И клиент, подписывая договор, соглашается с ними. В этих правилах (они довольно объемны — несколько десятков страниц) могут быть дискриминационные для потребителя условия.