ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Медиа

Российские юрфирмы получили девальвационную фору

28 апреля 2015
Российские юрфирмы получили девальвационную фору

Движение на рынке колоссальное, оно только началось и пока не известно, куда приведет», – описывает ситуацию управляющий партнер Legal Search One Никита Прокофьев. Сокращение расходов, расколы фирм, демпинг, появление бутиков, созданных выпускниками ILF (международные юрфирмы), и фрилансеров высочайшей квалификации, борьба за выживание и экспансия – все происходит сразу и одновременно, говорят юристы. Юридический рынок конкурентен как никогда, констатирует президент Объединения корпоративных юристов (ОКЮР) Александра Нестеренко. Чтобы оценить ситуацию, настроения юристов и их прогнозы, «Ведомости» опросили участников рынка, а также их клиентов (с помощью ОКЮР).

Рынок вошел в кризис

В кризис российский юридический рынок вошел подготовленным. «Мы все пережили столько кризисов, что давно уже работаем, исходя из постоянной кризисной предпосылки», – иронизирует управляющий партнер Hogan Lovells (CIS) Оксана Балаян.

Подготовил юристов кризис 2008–2009 гг., когда тучные годы резко сменились, выражаясь языком экономистов, «бюджетной консолидацией» – клиенты сбивали цены и все больше работ делали собственными силами. Это был период отчаянной борьбы за заказ, расколов крупных российских юрфирм, увольнений в ILF, появления новых агрессивных игроков.

Новый кризис еще не в полной мере докатился до юридического рынка. Консалтинговый бизнес последним входит в кризис и последним выходит, любит говорить Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев групп». Но вал проблем нарастает: девальвация вынудила корректировать цены, кризис и санкции лишили значительной части заказов и перераспределили проекты. Какое-то время юристы были загружены благодаря проектам, начатым до кризиса, но сейчас они завершаются, рассказывает председатель комитета партнеров «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Афанасьев, надежды на азиатских инвесторов не оправдываются.

Клиенты режут расходы на консультантов, все больше работы делают собственными силами, описывает старший партнер CMS (Россия) Леонид Зубарев. Бюджеты некоторых юридических департаментов сократились не на проценты, а в разы, замечает управляющий партнер «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» (КИАП) Андрей Корельский, не экономят только на сложных антикризисных продуктах. Практически все клиенты пытаются делать сами, подытоживает управляющий партнер «Муранов, Черняков и партнеры» Александр Муранов.

О сокращении потребности в консультантах говорят почти все опрошенные корпоративные юристы. Внутренние юристы выполняют основной объем работы, отмечает заместитель гендиректора «Базэла» по правовым вопросам Игорь Макаров. «По итогам года взвешиваем, можем ли в следующем обойтись без запросов, сделав работу собственными силами», – рассказывает директор юридического департамента ГК «Эталон» Виктория Цытрина.

Есть, впрочем, и альтернативная точка зрения. Руководитель юридического департамента «Открытие холдинга» Константин Олефир считает, что внутренние юристы экономически обоснованы только по ключевым направлениям, по которым существует либо высокий риск, либо постоянный и значительный объем работы. Остальные – неключевые и нерегулярные вопросы экономически более обосновано отдавать внешним консультантам, поясняет он. Нельзя отдать все процессы на аутсорсинг, даже если это дешевле, не согласен директор по правовым вопросам МХК «Еврохим» Валерий Сиднев. В иностранных корпорациях юрслужба может просто руководить внешними консультантами, но в России это пока невозможно, объясняет он: компании не настолько публичны, слишком много чувствительных моментов, а отцы-основатели хотят видеть глаза того, кому приказы отдают <...>

Средние ставки стабильны, говорит управляющий партнер "ЮСТа" Евгений Жилин.

Одно из главных условий клиентов (и это общемировой тренд последних лет): «Знать, сколько заплатишь». Согласно опросу Legal Insight и Legal Success, 47% юрфирм используют почасовую ставку менее чем в половине проектов, 40% – более чем в половине, а 13% вообще не используют.

Читать полностью


Назад к списку