ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  События

Антимонопольное регулирование – 2013. Итоги

06.11.2013
Антимонопольное регулирование – 2013. Итоги

Антимонопольное регулирование – 2013. Итоги.

 В Москве традиционно с успехом прошла конференция «Антимонопольное регулирование в России», организуемая газетой «Ведомости». Ее участниками стали представители Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России): руководитель Игорь Артемьев, заместители руководителя Андрей Цыганов и Анатолий Голомолзин, начальник управления контроля транспорта и связи Дмитрий Рутенберг, начальник правового управления Сергей Пузыревский, ведущие эксперты антимонопольного права, корпоративные юристы крупных государственных и частных компаний. Юридическую фирму «ЮСТ» представляли партнер фирмы, адвокат Александр Боломатов, и.о. руководителя группы антимонопольного права Радмила Никитина, старший юрист Егор Свечников, юрист Андрей Астанин. Среди тем для обсуждения были представлены: антимонопольная политика на современном этапе, частные иски и развитие института коллективных исков, перспективы введения антимонопольных запретов в сфере защиты интеллектуальной собственности в России, ожидания и новые возможности для бизнеса в связи с переходом городских закупок на условия контрактной системы и многое другое. Ключевой докладчик пленарной сессии, руководитель ФАС России Игорь Артемьев предложил провести независимый аудит крупных федеральных компаний в России: по его мнению, ревизии следует провести в 2014 году. Результаты аудита должны стать основой программ давления на издержки естественных монополий. «Меры по реализации 223-го закона нужно соединить с полноценным аудитом крупных естественных монополий, который правительству нужно заказать за деньги аудиторским компаниям», – сказал представитель госвласти. В числе вопросов к ним – каким образом у естественных монополий формируются издержки, где и на каком основании они переплачивают. Например, ФАС России располагает информацией, когда топливо для своих нужд монополии закупали по цене на 15–20% выше рыночной. Независимый аудит, по мнению Игоря Артемьева, это лишь первый шаг. Подробнее в публикациях: Закупки госкомпаний проверят независимые аудиторы «83 маленьких сердца не могут работать в одном ритме» ФАС выпотрошит издержки монополий В свою очередь, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов представил участникам мероприятия результаты голосования, организованного газетой «Ведомости», по вопросу о том, какие события в 2013 году в области антимонопольного регулирования оказали значительное влияние на конкуренцию. По мнению опрошенных, возглавляет список проект закона о коллективных исках (22,6%), далее следуют: изменение правил закупок по 223-ФЗ (16,1%), проект поправок в ст. 178 УК РФ в части сужения сферы ее применения для картелей и освобождения от уголовной ответственности первого обратившегося лица (14,6%), принятие ФАС России «Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг.» (13,9%) и инициатива об отмене закона о естественных монополиях (10,2%). Замыкают этот своеобразный рейтинг распространение компетенции ФАС России на сферу защиты прав потребителей (9,5%), ликвидация унитарных предприятий в конкурентных отраслях экономики и законопроект об исключении уведомительного контроля по сделкам экономической концентрации (по 6,6% соответственно). «Неудивительно, что первое место заняли коллективные иски. Они позволят гражданам, пострадавшим в результате нарушений антимонопольного законодательства, возместить убытки. Нарушитель понесет не только уголовную или административную ответственность, но и наказание перед пострадавшими лицами», – прокомментировал Андрей Цыганов. Коллективные иски – это одно из мероприятий Дорожной карты, по реализации которых ФАС России стала головным координатором (подробнее см. здесь). В рамках специализированных сессий эксперты делились своим мнением, является ли частотный ресурс стратегическим активом в конкурентной борьбе, к чему приведет создание мегарегулятора на финансовом рынке, как осуществляется обмен информацией при расследовании картелей, в чем особенности европейской антимонопольной практики регулирования отдельных секторов экономики и зачем внедрять систему антимонопольного комплаенса на российском предприятии. Так, в начале своего выступления начальник управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрий Рутенберг рассказал о пилотных проектах по дерегулированию услуг местной, внутризоновой, междугородной телефонной связи, целесообразность проведения которых признала Правительственная комиссия по связи 30 сентября 2013 года на основании Доклада ФАС России. Начало их проведения запланировано не позднее марта 2014. «Для создания благоприятных условий для перехода рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, необходимо привести порядок формирования тарифов на услуги местной телефонной связи в соответствие со сложившимися правилами делового оборота в отношении услуг связи», – отметил он. Также Дмитрий Рутенберг подробно остановился на предложениях рабочей группы ФАС России по совершенствованию правового регулирования в сфере связи, а также на принципе технологической нейтральности. Подробнее - Дмитрий Рутенберг: «Применение модели виртуальных операторов связи может способствовать повышению конкуренции». Оживленные дискуссии вызвало выступление старшего научного сотрудника РАНХиГС, члена Экспертного совета при Правительстве РФ Вадима Новикова о том, насколько высоки стандарты доказывания в антимонопольных делах. Он сообщил, что им было проанализировано более чем 1 900 решений по статьям 10 и 11 Закона о защите конкуренции. По результатам проведенного анализа установлено, что лишь в 1,3% решений упоминается о проведении ФАС России хотя бы элементарной формы анализа рынка – опросов потребителей. При этом ФАС России выигрывает в суде около 56% дел. Эксперт также привел доводы судей, которые в своих судебных актах по отдельным спорам делали вывод о недостаточности доказа


Назад к списку