ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Медиа

Ко дню работника ФНС: Проверки без придирок

22 ноября 2012
Ко дню работника ФНС: Проверки без придирок Федеральная налоговая служба России за 22 года своего существования научилась вещам, которых от нее не ждали: заговорила на понятном большинству налогоплательщиков языке и если не стала для них другом, то уж точно перестала восприниматься в качестве врага. Почему налогоплательщики стали реже спорить с налоговыми органами, но при этом больше платить в бюджет, рассказал глава ФНС Михаил Мишустин президенту РФ Владимиру Путину в преддверии празднования дня работника налоговых органов, который отмечается 21 ноября. За последние девять месяцев жалоб на налоговиков было подано на 11% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а число судебных дел сократилось на 20%, сообщил Мишустин главе государства. То, что решения налоговых органов стали вызывать меньше протестов у бизнеса – не новость, а, скорее, закономерность: аналогичные результаты объявлялись и по итогам 2011-2012 годов. САМ СЕБЯ НЕ ПОХВАЛИШЬ – ПОХВАЛЯТ ДРУГИЕ Развитие современных клиентских сервисов готовность к диалогу – в числе главных достижений ФНС, о которых говорят эксперты. "Раньше было довольно сложно получить какую-либо информацию непосредственно у налоговых органов, в том числе о своей переплате или о задолженности. (…) Это был рутинный сложный и затратный по времени процесс", - сказал агентству "Прайм" старший менеджер налогового отдела Ernst & Young Алексей Нестеренко. "Теперь, когда налоговой службой была разработана электронная система декларирования, этот процесс очень существенно упростился", - отметил Нестеренко. Эксперт подчеркнул, что новые сервисы разрабатываются налоговой службой самостоятельно. "С точки зрения администрирования – это большой прорыв", - сказал он. ФНС России администрирует налоги, уплачиваемые более 4,5 миллионами компаний и 136,5 миллионами физических лиц. На официальном сайте ФНС для них действует 32 онлайн сервиса, которые позволяют зарегистрировать бизнес, проверить контрагента, узнать состояние своего лицевого счета и также оплатить налоговую задолженность. Упрощая жизнь налогоплательщикам, налоговые органы облегчают работу самим себе, отметил адвокат юридической фирмы "ЮСТ" Максим Ровинский. Среди наиболее важных нововведений в налоговом администрировании он назвал также возможность для граждан не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению и доходы, с которых налог уже удержан. "Данная мера существенно облегчила жизнь налогоплательщикам, сократила трудозатраты налоговых органов, причем без ущерба для доходной части бюджета", - сказал Ровинский. РЕДКО, НО МЕТКО Перечисляя позитивные изменения, все эксперты сошлись в одном: количество налоговых проверок с каждым годом снижается, но они становятся эффективнее. В первом полугодии текущего года налоговыми органами проведено 30,1 тысячи выездных налоговых проверок, что на 8,5% меньше аналогичного показателя 2011 года. Камеральных налоговых проверок - 18,2 миллиона единиц - это на 4,7% меньше аналогичного показателя прошлого года. Эффективность проверок при этом выросла: в бюджетную систему в первом полугодии текущего года было дополнительно начислено 230,6 миллиарда рублей налогов, что на 48,7 миллиарда рублей, или на 26,8% больше, чем за аналогичный период 2011 года. ЗНАЛ БЫ, ГДЕ УПАДУ … В настоящее время налогоплательщики могут сами с большой точностью предсказать – стоит ли им ждать визита налогового инспектора: на своем сайте ФНС опубликовала критерии, на основании которых налоговые органы принимают решение о проведении выездной проверки. Однако какой позиции будет придерживаться проверяющий по тем или иным вопросам – предсказать трудно. Было бы целесообразно ввести механизм предварительного согласования операций с налоговыми органами, полагает Нестеренко. Такие соглашения, по его словам, используются во многих странах. Похожий механизм, но только для крупнейших налогоплательщиков, заработал в этом году в России. Речь идет о соглашениях о ценообразовании, которые позволяют заранее согласовать с налоговым органом цены по сделкам между дочерними структурами, чтобы вывести их из-под контроля трансфертных цен. Первое такое соглашение о ценообразовании – с ОАО НК "Роснефть" налоговая служба заключила во вторник, 20 ноября. <…> МЕСТО В РЕЙТИНГЕ Качество налогового администрирования в России в 2012 году объективно улучшилось, полагает председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа" Павел Гагарин. Не стоит забывать, что подъем в рейтинге Doing Business-2012 на 112-е место со 120-го обеспечен в основном упрощением процедуры уплаты налогов, напомнил он. Гагарин добавил, что конкретно по этому индикатору - простота процедуры уплаты налогов - Россия поднялась в рейтинге Всемирного банка на 41 строчку вверх – со 105-го на 64-е место. "Это произошло за счет упрощения уплаты НДС, введения интернет-сервисов оплаты налогов, снижения числа ежегодных платежей с девяти до семи, сокращения времени, необходимого на уплату налогов с 290 часов в год до 177", - пояснил Гагарин. Полная версия публикации - здесь

Назад к списку