ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Медиа

Тише будь

23 декабря 2013

23.12.2013. Bankir.Ru

В последнее время участившиеся отзывы лицензий породили массовую смс-рассылку среди банковских клиентов и волну публикаций в интернете «черных списков» банков. Представители регулятора называют эти действия информационной войной.

"Для ряда недобросовестных лиц, я могу назвать их темными личностями, решение ЦБ по поводу отзыва лицензии у отдельных банков стало поводом для проведения определенной, не побоюсь этого слова, подрывной деятельности в отношении банков, которые вообще не имеют никакого отношения к проблемам и нормально работают", - заявил первый зампред ЦБ Алексей Симановский, выступая в Совете Федерации. Он предложил подумать о принятии закона о ложной информации и наказании, в том числе уголовном, за ее распространение. Впоследствии глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина подтвердила существование законопроекта, посоветовав обратиться за деталями к его соавтору - главе комитета по информационной политике Госдумы Алексею Митрофанову.

Симановский назвал тех, кому может быть выгодно сеять панику среди населения. По словам представителя ЦБ, это – криминал и бизнес, чьи интересы пострадали от отзывов лицензий у конкретных банков. Кроме того, распусканием слухов могут заниматься недобросовестные заемщики, которые не хотят обслуживать свои кредиты. На подозрении и сотрудники банков, использующие нестабильную ситуацию в конкурентной борьбе.

Центробанк делает ответный ход, обещая проводить более открытую информационную политику. "Мы считаем необходимым говорить то, о чем раньше не говорили. Сейчас мы говорим и будем говорить в тех случаях, когда речь идет о банках, которые нормально работают, но о них фигурируют слухи, которые могут привести к каким-то негативным последствиям не только для конкретного банка, но и для системы региона. Мы будем вынуждены говорить о том, что это слухи, чтобы население ориентировалось на реальное состояние дел", - сказал Алексей Симановский. Он также упомянул о намерении ЦБ создать более спокойную атмосферу на межбанковском рынке.

Юристы отмечают, что разработчикам законопроекта об уголовной ответственности необходимо соблюсти баланс между защитой деловой репутации банка и свободой слова. В противном случае под незаслуженный удар могут попасть журналисты. К тому же, юридически весьма непросто доказать наличие причинной связи между нанесенным ущербом и распространенной информацией. Суды редко рассматривают дела о привлечении к уголовной ответственности за такого рода действия по статье "клевета". Кроме того, рассылки в интернете, как правило, анонимны.

Участникам экспертного пула Bankir.Ru было предложено ответить на вопрос: «Учитывая особенности российской правоприменительной практики, не будет ли новый закон удавкой для СМИ и интернет-пользователей (в том числе и профильных форумов)?»

Комментирует Игорь Пастухов, советник юридической фирмы «ЮСТ», адвокат: - Первый заместитель Председателя Центрального банка России Алексей Симановский в своем выступлении в Совете Федерации ФС РФ высказался о целесообразности принятия закона о ложной информации и введении уголовной ответственности за ее распространение.

Можно отметить, что необходимости принимать дополнительные нормы, чтобы определить понятие ложной информации, не существует. В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержится упоминание о заведомо недостоверной информации. Верховный Суд РФ в Постановление Пленума от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» давал судам разъяснение, что необходимо понимать под не соответствующими действительности сведениями и под сведениями, порочащими деловую репутацию юридического лица.

Однако вопрос о том, есть ли необходимость введения именно уголовной ответственности за распространение заведомо недостоверной информации о деятельности банков, вызывает большие сомнения. Пойти по этому пути означает открыть «ящик Пандоры». Следом может быть, например, вновь поставлен вопрос об уголовной ответственности, за умышленное искажение и распространение информации о нарушении безопасности на объектах использования атомной энергии (такой законопроект ранее уже разрабатывался, но был отвергнут). И вполне может появиться желание установить уголовную ответственность за распространение недостоверных сведений и о других событиях. Нельзя забывать, что свобода искать, получать и распространять информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и включена во Всеобщую декларация прав человека (Ст. 19). Свобода слова, расширением которой является свобода информации, — это фундаментальное право человека, признанное в международном праве.

Алексей Симановский признал, что ЦБ России вполне может противодействовать недостоверной информации распространением своей, достоверной. И думается необходимо сначала оценить эффективность именно этого способа решения возникающих проблем.


Назад к списку