ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Аналитика

Лимиты на легионеров в РФ. Проблемы и перспективы.

28.06.2010
Источник публикации - The International Sports Law Journal. №1-2. 2009.

Михаил Прокопец, ведущий юрист Юридической фирмы "ЮСТ"

1. Вступление 

Тема лимита на легионеров (1) в российском спорте с каждым годом приобретает все большую и большую популярность. Во многом, к сожалению, благодаря скандалам. В памяти любителей футбола еще свежа ситуация со скандалом, вызванным нарушением ФК «Зенит» лимита на легионеров в матче с ФК «Локомотивом» в матче чемпионата России по футболу 2009 года. 

Совсем недавно утихла острая дискуссия о целесообразности введения Федерацией хоккея России лимита на иностранных вратарей. Сторонники и противники лимита на легионеров весьма представительны и каждая сторона может привести достаточно веские и логичные аргументы, как в поддержку своей точки зрения, так и против мнения оппонента. 

Аргументы сторонников лимита на легионеров апеллируют к патриотизму болельщиков, желающих видеть и сопереживать «парню из соседнего двора», а не иностранцу, который «и языка то русского не знает», даже при условии высокого спортивного мастерства последнего. Глобализация проникла во многие отрасли мировых экономик, ей охвачены почти все сферы человеческой деятельности, так почему же спорт, который есть зеркало жизни, должен стать исключением, возражают им противники лимита? Не беремся судить о том, кто из них прав и чьи аргументы весомей. Но учитывая тот факт, что аргументы сторонников лимита нашли отражение как в регламентных нормах Российского футбольного союза (далее – РФС), так и в регламенте Континентальной хоккейной лиги (далее – КХЛ) победу на данный момент празднуют именно они. 

Лимит – не российское изобретение. Если говорить о футболе лимиты действовали во многих европейских странах до тех пор, пока не стали противоречить европейскому законодательству. В частности, после решений по искам Босмана и Симутенкова о которых будет сказано ниже, европейские спортивные федерации были лишены права самостоятельно устанавливать лимиты. 

Реалии таковы, что миграционная, трудовая и социальная политика в отношении иностранных граждан – прерогатива исключительно государства, а не общественных организаций, коими являются спортивные федерации. Тем не менее, не смотря на не соответствие европейскому законодательству, тема лимита становиться все более популярной и в европейском футболе.

 В последнее время высокопоставленные футбольные чиновники все чаще высказываются о необходимости введения лимита ввиду его очевидной спортивной целесообразности. В частности, в 2008 году конгресс ФИФА одобрил предложение президента Зеппа Блаттера о введении обязательного лимита на легионеров в клубах по схеме «6+5». Новое правило планируется ввести с 2012 года: на поле будут обязаны выходить не менее шести игроков, имеющих право выступать за национальную сборную страны, в которой базируется данный клуб. Таким образом, на поле смогут одновременно находиться максимум пять легионеров (2)

Позицию ФИФА и ее президента поддержал глава УЕФА – Мишель Платини. «Я поддерживаю идею уменьшения количества иностранцев на поле. С одной стороны, сокращение лимита позволяет клубам иметь в составе больше доморощенных игроков, что способствует развитию футбола в стране, а с другой – ставит барьер для тех легионеров, чей уровень невысок», – отметил президент УЕФА (3) . Стоит сказать, что уверенность во введении такого лимита европейских футбольных чиновников совершенно очевидно идет вразрез с европейским трудовым законодательством, что подтверждено решениями судов по подобным делам в частности решением суда по делу Босмана. 

Если честно, не совсем понятно, какими аргументами руководство ФИФА и УЕФА сможет убедить европейских чиновников в целесообразности создания исключений именно для спорта. Оговоримся, что при написании настоящей статьи не брались в расчет экономические, социальные и спортивные недостатки и преимущества введения лимита. Прежде всего, нас интересуют правовые основания ограничения прав иностранных граждан при осуществлении ими трудовой деятельности на территории России. 

Кроме того, из всех перечисленных критериев именно правовой считаем важнейшим и первоочередным. Именно несоблюдение правового критерия может поставить идею лимита под сомнение. Именно с этой точки зрения постараемся дать ответ на вопрос о правовом положении иностранных спортсменов в России, о правомерности установления лимита на участие иностранных граждан в спортивных соревнованиях в РФ и о правомерности действия лимита в том виде, в котором он существует сейчас. Анализ правомерности лимита проведен на примере двух наиболее популярных видов спорта в России – футбола и хоккея, соответственно анализу были подвергнуты регламенты РФС и КХЛ. 

2. Статус иностранных работников согласно действующему законодательству РФ 

Любой иностранный профессиональный спортсмен не зависимо от вида спорта, прежде всего, является работником и соответственно на него распространяются права и обязанности, установленные российским законодательством для иностранных работников.

Рассмотрим, какой статус имеют в России иностранные граждане и в частности иностранные спортсмены, а также предусмотрено ли законодательством России ограничение трудовых прав иностранных работников. Иностранные граждане в России имеют особый статус. Он регулируется ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации» 2002 г. 

Согласно указанному закону иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Если говорить о праве иностранных граждан на труд на территории России, то «иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом» (4)

Фактически иностранцам предоставлены права и обязанности в трудовой сфере, идентичные правам и обязанностям граждан России. Для заключения между работодателем и иностранным работником трудового договора законодатель предусмотрел получение как работодателем так и работником следующих дополнительных документов: 
  1. Для заключения трудового договора с иностранным гражданином работодатель, который также может быть иностранцем, должен получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. За выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы с работодателей взимается плата за каждого привлекаемого иностранного работника в минимальном размере месячной оплаты труда.
  2. Иностранец в свою очередь должен получить разрешение на работу. Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Разрешение выдается бесплатно.
Пункт 4 ст.13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» содержит перечень лиц, которые имеют право осуществлять трудовую деятельность без получения разрешения на работу. Так, например, не требуется разрешения на работу иностранцам, имеющим статус постоянно проживающих на территории РФ, аккредитованным журналистам, дипломатическим работникам, преподавателям, работникам иностранных монтажных и сервисных фирм, студентам российских вузов, работающим во время каникул и др. Среди указанных исключений нет футболистов, хоккеистов и вообще спортсменов. А это значит, что они пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и обычные иностранцы, когда это касается трудовых отношений. В частности это относиться к праву свободно реализовывать свое право на труд и к обязанности получить разрешение на работу для осуществления трудовой деятельности на территории РФ.

В законодательстве РФ не содержится прямых ограничений трудовых прав иностранных спортсменов, но, тем не менее, предусмотрен механизм, с помощью которого это может быть сделано. С принятием нового закона «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.07 №329-ФЗ в законодательстве РФ появилось основание для установления лимита для иностранных спортсменов на участие в российских соревнованиях. Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 16 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» только общероссийские общественные организации вправе устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования. 

Другими словами, любая общероссийская спортивная федерация может своими внутренними документами (например, Регламентом по проведению соревнований) установить лимит на участие в официальных спортивных соревнованиях для специальной категории работников. Обратим внимание, что в данном случае речь не идет только об иностранных гражданах – употребляется термин «спортсмен, не имеющий права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования». Этот термин гораздо шире, чем те определения легионера, которые предусмотрены Регламентами РФС и КХЛ. Согласно этим регламентам легионер – всегда гражданин иностранного государства, указанная же в ФЗ «О физической культуре и спорте» формулировка не исключает ситуации, при которой под такой лимит попадет и гражданин РФ. 

Так, например, под такой лимит попадают граждане РФ, которые имеют двойное гражданство и уже выступали за сборную команду другой страны. Еще один пример: в футболе весьма распространена практика, при которой футболист имеет два паспорта российский и страны, входившей ранее в СССР или входящей в СНГ, например Украины или Молдавии. Договора о двойном гражданстве между Россией и этими странами нет и при получении гражданства России указанные футболисты, тем не менее, оставляют себе паспорт другой страны, что позволяет им выступать за сборную этой страны. В этой ситуации, являясь гражданами России, такие футболисты также фактически попадают под лимит. 

Странным выглядит тот факт, что ограничения на участие иностранных спортсменов в соревнованиях, и фактически ограничение трудовых прав этих спортсменов получила право устанавливать спортивная федерация своими внутренними документами. Никаких требований к таким документам в ФЗ не устанавливается и фактически, согласно указанной норме, спортивная федерация может ограничить права иностранных спортсменов в любой форме вплоть до полного запрета на участие иностранцев в российских соревнованиях (как это, например, произошло в соревновании второго дивизиона Профессиональной футбольной лиги).

Кроме того, согласно п.5 ст.18.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

Другими словами данным федеральным законом именно правительство РФ наделено правом квотировать и ограничивать использование иностранных работников в различных отраслях экономики, в том числе и в деятельности, связанной со спортом. В рамках реализации указанного положения федерального закона 31.12.2008 было принято постановление правительства РФ «Об установлении на 2009 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории РФ». 

Указанное положение установило допустимую долю использования иностранных работников в деятельности, связанной со спортом в размере 25% от общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами. Таким образом, правительство также установило своеобразный лимит на легионеров. Правда, сделано это было крайне неэффективно – за единицу измерения бралась общая численность работников спортивной организации, а не непосредственно спортсмены, поэтому для уклонения от данного лимита спортивному клубу достаточно лишь увеличить свой штат уборщиц, формально увеличив численность работников, а значит, таким образом увеличив и количество иностранных работников которые могут быть приняты в этот клуб на работу. Кроме того, насколько известно, контроль за исполнением указанного постановления правительства фактически не осуществляется. 

Тем не менее, очевидно, что в вопросе лимитирования количества иностранцев в спорте наблюдается явный дуализм – согласно ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» лимит может быть установлен общероссийской общественной организацией, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» делегирует эти полномочия правительству РФ. Очевидно, что такие серьезные вопросы должны решаться на государственном уровне или хотя бы под контролем государства, хотя форма и юридическое исполнение реализации этих полномочий конечно должны быть на более высоком уровне правовой детализации, чем в упомянутом постановлении правительства.

3. Международные договоры, регулирующие трудовые права иностранных работников на территории РФ

Согласно положениям ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. На момент написания настоящей статьи у РФ существуют ратифицированное соглашение с ЕС и договор с Республикой Беларусь, регулирующие трудовые права граждан договаривающихся сторон. 

Так, например, согласно ст. 23 соглашения «О партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между РФ с одной стороны и европейскими сообществами и их государствами и членами с другой стороны» от 24.06.1994 года (далее «Соглашение РФ и ЕС») «при соблюдении законов, условий и процедур, действующих в каждом государстве-члене, Сообщество и его государства-члены обеспечивают, чтобы режим, предоставляемый российским гражданам, принятым на работу на законных основаниях на территории какого-либо государства-члена, не содержал никакой дискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения или увольнения, по сравнению с его собственными гражданами». 

При этом, указанным правилом должны руководствоваться обе договаривающиеся стороны, следовательно, Россия, при соблюдении условий и правил, действующих в России, предоставляет режим, оговоренный выше гражданам любого государства-члена ЕС, принятым на работу на законных основаниях на ее территории. Кроме соглашения с ЕС, Россией ратифицирован договор с Республикой Беларусь «О равных правах граждан» от 25.12.1998 года. Согласно ст. 7 указанного договора «договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений». 

Таким образом, это означает, что в случае, если гражданин страны, входящей в ЕС будет принят в России на работу на законных основаниях, то есть с соблюдением всех необходимых процедур, указанных в п.2 настоящей статьи – получением работодателем разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и получением разрешения на работу самим работником, по отношению к нему запрещается дискриминация по признаку гражданства в отношении условий труда, вознаграждения или увольнения. 

То же относиться и к гражданину Беларуси, работающему в России на законных основаниях, с той лишь разницей, что согласно решению Высшего совета сообщества Беларуси и России №4 от 22.06.1996 года, действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

То есть гражданин Беларуси в случае трудоустройства на территории России не должен получать разрешение на работу, а его работодатель – разрешение на привлечение иностранного работника. Таким образом, очевидно, что установление спортивными федерациями согласно ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» ограничений на участие иностранцев в российских спортивных соревнованиях противоречит указанным международным договорам, ратифицированным Россией, так как указанные ограничения очевидным образам являются дискриминирующими по отношении к гражданам стран членов ЕС и Беларуси. 

Указанные ограничения в отношении граждан РФ отсутствуют. Поэтому лимиты, действующие в российских спортивных соревнованиях, не могут распространяться на граждан стран, входящих в ЕС, а также граждан Республики Беларусь. Косвенно данные выводы подтверждаются материалами судебного дела, выигранного русским футболистом Игорем Сумутенковым у Королевской федерации футбола Испании (далее – КФФИ) в Верховном суде Испании. 

4. Дело Симутенкова (5) 

В 2001 году российский футболист Игорь Симутенков, выступающий за испанский клуб «Тенерифе», обратился в КФФИ с требованием прекратить дискриминацию его трудовых прав, основываясь на ст.23 Соглашения РФ и ЕС. Дискриминирующие правила вытекали, по его мнению, из положений Соглашения между КФФИ, Национальной лигой профессионального футбола и Ассоциацией испанских футболистов от 28.05.1999, которое вводило лимит на легионеров, согласно которому футболисты не граждане ЕС могли выходить на поле в первом дивизионе не более трех футболистов одновременно в матче на сезоны 2000/2001-2004/2005 гг., а во втором дивизионе – не более трех футболистов одновременно в матче на сезоны 2000/2001-2001/2002 гг. и не более двух футболистов одновременно в матче на три последующих сезона.

Требование Симутенково было отклонено решением КФФИ (6) . Тогда Симутенков подал иск в Центральный суд по административным спорам №3 против решения КФФИ об отклонении его ходатайства о не дискриминации. Иск был отклонен судебным решением от 22.10.2002, и Симутенков обжаловал это судебное решение в апелляционном порядке в Национальный апелляционный орган, который постановил приостановить разбирательство дела до решения вопроса сформулированный следующим образом: «Является ли нарушением статьи 23 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, устанавливающего партнерство между Европейскими сообществами и их государствами-членами, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой стороны (Соглашение), заключенного на Корфу 24 июня 1994 г., применение спортивной федерацией в отношении профессионального спортсмена, обладающего российским гражданством, который законно принят на работу в испанский футбольный клуб, в качестве основного подхода, правила, которое предусматривает, что клубы могут использовать в соревнованиях на национальном уровне только ограниченное количество игроков из стран за пределами Европейского экономического пространства?» 

Этот вопрос был схож с вопросом, который возник по делу С-438/00 Немецкого Гандбольного Союза (Колпак (7) ). В этом деле суд постановил, что профессиональный гандболист (словацкой национальности), который работает в немецком клубе на законном основании, мог сослаться на условия Евро-Словацкого Соглашения, чтобы избежать какой бы то ни было дискриминации своих трудовых прав по отношению к немецким гандболистам. В этом деле у национальной гандбольной федерации было правило, аналогичное оспариваемому правилу ФИИК, которое не позволяло клубам выставлять на матчи больше игроков, не являющихся подданными стран ЕС, чем положено. 

В деле Колпака было установлено, что такие ограничения относятся к условиям труда, так как они прямо влияют на участие в матчах лиги и кубка. В деле Колпака суд особо обратил внимание на то, что лимит распространялся на официальные матчи команды – именно на те матчи, выступление в которых является основной трудовой функцией спортсмена, а значит, лимит, безусловно, дискриминирует спортсмена в условиях труда по сравнению с другими спортсменами – гражданами стран членов ЕС. Лимит, оспариваемый Симутенковым, также относиться к официальным матчам и поэтому также влияет на основную деятельность спортсменов – профессионалов.

При рассмотрении иска Симутенкова суду потребовалось долгое время – около четырех лет, чтобы в апреле 2005 года, наконец, признать, что «часть 1 ст. 23 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС должна толковаться как исключающая применение к профессиональным спортсменам русской национальности, которые работают в футбольном клубе, основанном на территории государства-члена ЕС, на законном основании, правила, составленного спортивной федерацией данного государства, которое предусматривает, что клубы могут выставлять на соревнования, организованные на национальном уровне, только ограниченное число игроков из стран, не являющихся сторонами Соглашения Европейского Экономического Пространства».

Таким образом, суд недвусмысленно высказался о том, что любые ограничения по национальному признаку дискриминирующие граждан России в отношении условий труда недопустимы. Причем ограничением условий труда было однозначно признано действие лимита на легионеров. 

Примечательно, что до Симутенкова с подобными исками в испанские суды обращались другие футболисты– граждане стран не членов ЕС. В частности известны случаи обращения в суд граждан РФ нынешнего тренера ФК «Спартак» Валерия Карпина и Виктора Онопко, а также украинца Андрея Шевченко (8) . Кроме того, в контексте дела Симутенкова можно вспомнить знаменитое «дело Босмана»(9) в результате которого в ЕС был признан незаконным лимит на легионеров в случае если он ограничивал участие в матче чемпионата футболистов из другой страны, которая, тем не менее, входит в ЕС. 

Результатом этого дела стало признание футболистов обычными работниками–мигрантами и как следствие лимит на легионеров был признан противоречащим принципу свободного движения работников в рамках общего европейского рынка труда. После дела Босмана лимиты на легионеров государств-членов ЕС и стран Европейского экономического пространства были упразднены. И если результатом дела Босмана стала отмена лимитов на футболистов – граждан стран членов ЕС, то дело Симутенкова отменило такие лимиты для всех граждан, чьи страны заключили с ЕС соглашения и договоры о сотрудничестве, включающие принцип равенства и не дискриминации граждан договаривающихся сторон в трудовых отношениях.

Кроме того, еще одним важнейшим последствием данного дела является то, что поскольку соглашение между РФ и ЕС носит двусторонний характер, футболисты, являющиеся подданными одной из стран – члена ЕС, будут иметь право опираться на те же самые положения о недопустимости дискриминации и установления лимита, если они будут работать в России и подвергнуться подобной дискриминации. 

Важно при этом помнить, что подобное решение, вынесенное по делу Симутенкова, не носит прецедентный характер для России и в случае такой дискриминации гражданина страны – члена ЕС дело будет снова рассматриваться теперь уже в российском суде. Тем не менее, дело Симутенкова предлагает нам набор аргументов, которые возможно смогут убедить и российский суд в недопустимости лимита. 

5. Лимиты на участие иностранных граждан в хоккейном и футбольном чемпионатах, установленные РФС и КХЛ 

В данном разделе мы дадим характеристику лимитам, действующим на момент написания настоящей статьи в футбольном и хоккейном чемпионатах, сточки зрения соответствия их положениям законодательства и положениям международных договоров РФ. 

5.1 Футбольные соревнования, проводимые под эгидой РФС 

На момент написания настоящей статьи лимит на участие иностранных граждан в чемпионате России по футболу установлен регламентом по проведению соревнований 2009 года (далее – Регламент РФС), утвержденному совместно РФС и РФПЛ. Согласно указанному регламенту, легионером считается – футболист (игрок), не имеющий паспорта и гражданства Российской Федерации, имеющий оформленный трансферный сертификат и действующий трудовой договор с Клубом. 

Суть лимита в том, что в ходе матча в составе клуба на поле одновременно могут находиться не более шести легионеров. При этом количество легионеров, вносимых в протокол матча, не ограничено. Также, согласно регламентным документам совместно принятым РФС и ПФЛ, регулирующим проведение первенство первого и второго дивизионов при проведении матча первого дивизиона в составе команды на поле одновременно могут находиться не более трех легионеров. Участие иностранных футболистов в матчах второго дивизиона запрещено. 

Таким образом, в премьер–лиге одновременно на поле может находиться до шести иностранных футболистов, в первом дивизионе до трех, а во втором дивизионе – ни одного иностранного футболиста. Согласно ст. 46 Дисциплинарного регламента РФС 2008 года в случае нарушения указанного выше лимита на легионеров команде нарушителю засчитывается техническое поражение со счетом 3–0 и назначается штраф в размере 500 000 рублей. 

5.2. Открытый чемпионат по хоккею (КХЛ) 

Согласно действующему на момент написания настоящей статьи Регламенту проведения открытого чемпионата России по хоккею – чемпионата КХЛ 2008/2009 годов (далее Регламент КХЛ), хоккеистом иностранцем считается хоккеист, не являющийся гражданином Российской Федерации и имеющий гражданство (подданство) иностранного государства. Лимит в КХЛ имеет две разновидности – лимит на внесение в заявочный список команды на сезон и лимит на конкретный матч команды. Согласно ст.91 Регламента КХЛ при составлении заявки на сезон клуб не может внести в нее более пяти хоккеистов иностранцев полевых игроков или не более одного иностранца вратаря и трех иностранцев – полевых игроков. 

Таким образом, составители регламента фактически приравнивают вратаря иностранца к двум полевым игрокам иностранцам Статья 95 Регламента КХЛ регулирует заявку команды непосредственно в матче. Согласно указанной статье в заявке не может быть более четырех хоккеистов-иностранцев, независимо от игрового амплуа. При этом в заявке команды российского клуба на отдельно взятый матч чемпионата не может быть более одного вратаря – иностранца.

Также Регламент КХЛ устанавливает интересное ограничение относительно игрового времени иностранных вратарей. Так, на первом этапе чемпионата, в российском клубе вратари-иностранцы не могут провести более 65 % игрового времени команды в основное время матчей. В случае нарушения указанных положений Дисциплинарный комитет КХЛ может наложить санкцию в виде штрафа или дисквалификации. Конкретные размеры санкций за нарушение лимита на легионеров в регламентных документах КХЛ не предусмотрены. 

Обратим внимание на то, что регламент КХЛ, устанавливающий лимит принят коммерческой организацией – ООО «КХЛ», тогда как право на установление таких ограничений согласно закону имеет лишь общероссийская общественная организация. При этом у российских спортивных юристов на данный момент существует две основных точки зрения на проблему лимита. Юристы, придерживающиеся первой точки зрения, считают, что лимит, существующий в футбольных соревнованиях РФС, не допускает дискриминации по отношению к иностранным спортсменам, так как лимит не ограничивает клубы в количестве принятых на работу иностранных футболистов, а ограничивает лишь в количестве одновременно появляющихся на поле. 

Следовательно, теоретически все принятые на работу иностранцы рано или поздно смогут выйти на поле, а при должном старании могут выходить на поле постоянно. Похожие аргументы выдвигала КФФИ при разбирательстве дела Симутенкова. Сторонникам данной точки зрения стоит обратить внимание на само определение дискриминации, содержащиеся как в законодательстве России (10) , так и в международных договорах и соглашениях, ратифицированных РФ(11). Согласно указанным документам запрещается абсолютно любая дискриминация в области труда по национальному признаку. 

Так, согласно Конвенции МОТ № 111 термин «дискриминация» включает: всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий; всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Поэтому не допускается абсолютно любое неравенство и дискриминация по национальному признаку. 

То, что лимит, как действующий на данный момент в футболе, так и в хоккее, устанавливает неравенство между гражданами России и иностранными гражданами, следует из самих формулировок этого лимита, содержащихся в регламентах. Так, например, дискриминированным в правах является седьмой легионер в матчах футбольной премьер лиги или хоккейный вратарь, которым имеет право провести на льду лишь 65% матчей в первом круге хоккейных соревнований. 

Кроме того, в матчах второго футбольного дивизиона дискриминация по национальному признаку наиболее очевидна, так как иностранцы вообще не имеют права там играть. Вторая точка зрения заключается в том, что стоит признать спорт особой сферой общественных отношений и установить для этой сферы особые правила, отличные от правил, действующих в иных сферах. Это так называемая концепция «специфики спорта». Всем очевидны спортивные плюсы от действия лимита на легионеров. 

Считаем, что к этому пониманию постепенно придут все страны, что подтверждается последними высказываниями ведущих чиновников ФИФА и УЕФА. В этой связи необходимо принимать законы и заключать договоры, в том числе и международные, с учетом этой специфики спорта, с учетом целенаправленной спортивной политики. 

6. Общие выводы

Итак, проведя правовой анализ лимитов на легионеров, действующих в футбольных и хоккейных чемпионатах РФС и КХЛ, а также рассмотрев национальное законодательство России, регулирующее отношения в области труда и в области физической культуры и спора, а также международные договоры и соглашения, ратифицированные Россией, касающиеся указанных правоотношений, можно сделать следующие общие выводы. 

  • Лимит на легионеров, действующий в российских соревнованиях по футболу установлен регламентными нормами общероссийской общественной организации – РФС, а значит, указанное ограничение в целом соответствует положениям ст.16 ФЗ «О физкультуре и спорте». В то же время лимит является универсальным и распространяется абсолютно на всех иностранных футболистов, в том числе и на граждан Беларуси и граждан стран–членов ЕС, что как мы выяснили выше, противоречит международным соглашениям и договорам, ратифицированным РФ. В отличие от ЕС в котором, в результате дела Симутенкова, нормы, закрепленные в соглашении о между Россией и ЕС, а также весь блок соглашений о партнерстве между ЕС и третьими странами, получил статус норм прямого действия (12) , в России факт дискриминации лимитом на легионеров прав иностранных спортсменов еще только предстоит доказывать в новом судебном разбирательстве. Таким образом, хотя действующий на данный момент в российском футболе лимит на легионеров формально правомерен, считаем, что в случае обращения в суд футболиста гражданина страны – члена ЕС или Республики Беларусь у суда будут все основания принять решение аналогичное решению, вынесенному по делу Симутенкова и признать лимит, действующий в российских футбольных соревнованиях дискриминирующим по национальным признакам в отношении условий труда. 
  • Очевидно что риск того, что лимит на легионеров, установленный регламентными нормами КХЛ, будет успешно обжалован в суде гораздо выше, чем правила принятые РФС. Как уже говорилось ООО «КХЛ» – коммерческая организация, тогда как ФЗ «О физкультуре и спорте» дает право ограничивать участие в соревнованиях иностранных спортсменов только общероссийским общественным организациям. В остальном же, все сказанное выше в отношении риска обжалования лимита вследствие его противоречия международным договорам и соглашениям, ратифицированным РФ, справедливо и для хоккейных соревнований. 

(1) Легионер – устоявшийся спортивный термин, означающий иностранного спортсмена. (2) http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/293434_2
(4) П.1 ст.13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». 
(5) Case C-265/03 Igor Simutenkov v. Ministerio de Educaciоn y Cultura, Real Federaciоn Espanola de Futbol [2005] ECR I-5961 
(6) "Закон", N 1, январь 2008 г. П.А. Калиниченко. «Решение по делу Симутенкова и его последствия». 
(7) (5) Case 438/00 Deutscher Handballbund eV v Maros Kolpak [2003] ECR I-4135. 
(8) Закон", N 1, январь 2008 г. П.А. Калиниченко. «Решение по делу Симутенкова и его последствия».
(9) Case 61/89 Union Royale Belge des Societes de Football Association v. Jean-Marc Bosman, Royal Club Liegeois SA v. Jean-Marc Bosman and others, Union des Associations Europeennes de Football (UEFA) v. Jean-Marc Bosman (Bosman) [1990] ECR I-3551. 
(10) ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, ч. 2 ст. 3 ТК 
(11) Конвенция МОТ N 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 
(12) Закон", N 1, январь 2008 г. П.А. Калиниченко. «Решение по делу Симутенкова и его последствия».

Назад к списку