ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Аналитика

Перспективы реализации госпрограммы «Юстиция»: возможные проблемы и варианты их решения

21.05.2013

Екатерина Шестакова, юрист Юридической фирмы «ЮСТ»

В последнее время в российском юридическом сообществе широко обсуждается вопрос о том, нужно ли приводить к определенным стандартам рынок оказания юридических услуг, и если да, то какими должны быть эти стандарты, кем они будут регулироваться и контролироваться. Кроме того, высказываются различные предложения по поводу объединения всех юридических консультантов если не в одну структуру, то хотя бы на основе единых стандартов качества оказываемых услуг.

В частности, представителями адвокатского сообщества предлагается введение института так называемой адвокатской монополии, но не на все юридические услуги, а, к примеру, на представление интересов доверителей в суде.

28 марта 2013 г. на заседании Правительства РФ было согласовано принятие государственной программы «Юстиция». Указанная госпрограмма, среди прочего, предполагает регулирование, контроль и надзор в сфере адвокатуры, нотариата, повышение качества принудительного исполнения судебных актов.

По мнению министра юстиции РФ А.В. Коновалова, основной проблемой рынка оказания юридических услуг является недостаточно высокий уровень профессионализма юристов и отсутствие гарантированных стандартов оказания услуг. Поэтому Министерство предлагает усовершенствовать регулирование в сфере адвокатуры и нотариата, в том числе требования и процедуры допуска к профессии, систему повышения квалификации, стандарты оказания юридической помощи, обеспечить большую доступность юридической помощи, включая бесплатную.

В сфере адвокатуры одной из основных задач, которые программа формулирует, является постепенное и безболезненное преодоление дуализма в профессии — слияние деятельности юридических консультантов и адвокатов. Минюст предлагает перейти к единому адвокатскому статусу для тех, кто оказывает услуги на рынке юридических консультаций, и со временем перейти к адвокатской монополии на представительство интересов в суде. Второй задачей является отсечение неквалифицированных услуг, которые претендуют на статус юридических, третьей — создание системы стимулов профессионального роста в адвокатской среде, четвертой — повышение востребованности и доступности юридической помощи для всех категорий граждан. А.В. Коновалов также отметил, что одним из показателей реализации госпрограммы должно стать двукратное увеличение численности адвокатов, что должно произойти за счет слияния юридических консультантов с адвокатурой.

Поскольку реализовывать программу планируется вплоть до 2020 г., предполагаемые изменения будут вводиться не сразу. Необходимо оценить все возможности перехода к единому адвокатскому статусу для оказания юридических услуг, а также к адвокатской монополии на представительство в суде.

Ранее высказывались предложения о введении своеобразного квалификационного экзамена на представительство интересов в суде не только для юристов, но и для адвокатов. По мнению инициаторов этих предложений, такая практика позволила бы значительно улучшить качество, а возможно, и скорость судебного разбирательства, поскольку проблемы с незнанием элементарных основ процесса были бы решены.

В то же время подобная практика возложит на судебную систему дополнительную нагрузку по отбору представителей, что совершенно не входит в функции судов. Отсюда следует, что подобный экзамен необходимо организовать в рамках какой-либо регламентированной структуры.

<…>

Полная версия статьи опубликована в спецвыпуске журнала «ЗАКОН», май 2013.


Назад к списку