ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Аналитика

Вопросы авторского права

14.02.2011

Источник публикации - Антикварное обозрение. № 2. 2011.

Денис Шумский, адвокат Юридической фирмы "ЮСТ"


В своей ежедневной деятельности представители антикварного рынка, коллекционеры, искусствоведы взаимодействуют с теми необычными предметами, появление которых на свет связано с творческой деятельностью, творческим вкладом их создателей. Именно в силу творческой составляющей эти предметы, которые мы обобщённо называем произведениями литературы и искусства, приобретают особый правовой статус, статус охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а их создатели наделяются специальными правами в отношении данных результатов - авторскими правами.

Термин «авторские права» общеизвестен. Однако, как показывает практика, вопрос о том, какими именно правами наделяются авторы в отношении своих произведений, остаётся для многих неясным. Данный вопрос приобретает особую актуальность для тех, кто так или иначе участвует в обороте объектов, охраняемых авторскими правами. Ведь соответствующее право автора порождает обязанность участника оборота совершить или, что чаще, воздержаться от совершения определённых действий в отношении охраняемого объекта.

Итак, давайте рассмотрим, какие права включены действующим российским законодательством в объём авторских прав, и разберёмся, в каком правовом поле приходится действовать всем тем, кто соприкасается с объектами, этими правами охраняемыми.

Прежде всего, отметим, что объектами авторских прав законом1 признаются произведения литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от того, каким способом оно выражено. Такими объектами являются:

  • литературные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам.

К объектам авторских прав относятся также производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения, и составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. К производным произведениям относятся, например, перевод или обработка другого (оригинального) произведения. К составным произведениям можно отнести сборники, антологии, энциклопедии, атласы или другие подобные произведения.

При этом переводчику или автору иного производного произведения принадлежат авторские права соответственно на выполненный перевод или иную переработку оригинального произведения, а составителю сборника или автору иного составного произведения принадлежат авторские права на подбор или расположение материалов (составительство).

Рассмотрев, какие объекты подпадают под охрану авторского права, будет естественным разобраться с фигурой автора, то есть лица, у которого первоначально возникают данные права. Автором произведения литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Как мы уже упомянули вначале, основным критерием признания за тем или иным предметом статуса объекта авторского права является творческая составляющая труда автора. Отметим, что действующее законодательство не содержит определения понятия «творческий труд». Однако от обратного законодатель определяет те признаки, по которым можно судить об отсутствии творческого характера труда. Так, не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, организационное или материальное содействие либо способствовавшие только оформлению прав на такой результат. Не признаются авторами также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Кроме того, при определении авторства законом установлена следующая презумпция: лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором. Опровергнуть эту презумпцию, то есть подтвердить, что автором является другое лицо, можно будет только предоставив соответствующие доказательства.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Следует также особо отметить, что авторские права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражено соответствующее произведение. Переход права собственности на вещь не влечёт переход или предоставление авторских прав на произведение, выраженное в этой вещи. Проще говоря, если коллекционер приобрёл картину, то это ещё не значит, что он приобрёл авторские права на неё, в том числе и право на её дальнейшую перепродажу. Более подробно об общих правилах передачи прав на произведение, а также об исключении из данных правил мы поговорим чуть ниже.

Обратимся теперь непосредственно к тем правам, которые возникают у автора произведения. Условно данные права могут быть разделены на две группы - личные неимущественные и имущественные права.

Личные неимущественные права автора являются, по справедливому замечанию доктора юридических наук В.И. Ерёменко, первоисточником имущественных прав авторов и иных правообладателей2. Поэтому с личных неимущественных прав и начнём. К ним относятся такие права, как право авторства и право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, право на отзыв, а также право доступа.

Отличительным признаком данной группы прав является тот факт, что личные неимущественные права автора принадлежат ему в силу закона и не могут быть отчуждены или переданы иным способом. В отдельных случаях, предусмотренных законом, данные права, принадлежавшие умершему автору, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

Определения права авторства и права на имя сформулированы в статье 1265 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Под правом авторства понимается право признаваться автором произведения. В то время как право автора на имя - это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

При этом при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, по общему правилу считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своём авторстве.

Следующим в перечне личных неимущественных прав автора следует право на неприкосновенность произведения. Содержание данного права сформулировано в статье 1266 ГК РФ и заключается в том, что без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями не допускается.

В то же время законодатель предусматривает своего рода исключение из данного правила. Так, при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение (основным из имущественных прав, речь о котором пойдёт ниже), вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определённо выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Четвёртым неимущественным правом является право на обнародование произведения. Согласно статье 1268 ГК РФ автору принадлежит право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Произведение может быть обнародовано путём его опубликования, публичного показа либо любым другим способом.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определённо выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Право на отзыв вытекает из права на обнародование, но, тем не менее, признаётся самостоятельным личным неимущественным правом. В соответствии со статьёй 1269 ГК РФ в силу данного права автор может отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, но при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причинённых таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причинённые этим убытки.

Последним в перечне личных неимущественных прав автора назовём право, которое в отличие от приведённых выше, относится лишь к одному из видов произведений, а именно к произведениям изобразительного искусства. Это право доступа. Содержание данного права раскрыто в статье 1292 ГК РФ. Под правом доступа понимается право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности автору осуществить копирование своего произведения. Иными словами, собственник оригинала обязан обеспечить автору непосредственный контакт с его произведением: пустить его в своё жильё (или в иное место, где хранится оригинал произведения) или передать оригинал произведения художнику на разумный срок. При этом закон даёт автору только возможность требовать доступ к произведению, но не определять его условия. Также нельзя требовать от собственника оригинала произведения доставки произведения автору.

Ко второй группе авторских прав относятся имущественные права. Несмотря на чрезвычайную важность личных неимущественных прав, которую мы отметили выше, всё-таки имущественным правам отведена ключевая роль. Основным имущественным правом является исключительное право на произведение. В отличие от неотчуждаемых личных неимущественных прав, исключительное право на произведение может быть передано автором другому лицу, называемому правообладателем, путём заключения договора или в порядке наследования, или иным предусмотренным законом способом.

Однако не следует забывать, что переход права собственности на вещь, в которой выражено произведение, не означает переход исключительного права на это произведение. Переход такого права при отчуждении оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного) должен быть прямо предусмотрен в договоре между автором (его наследниками) и приобретателем. В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения лишь демонстрировать приобретённый в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Единственным исключением, о котором мы уже упоминали, является случай, при котором оригинал произведения отчуждается его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения. При таких условиях исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения без прямого указания на это в договоре.

Понятие исключительного права на произведения раскрывается в статьях 1229 и 1270 ГК РФ. В силу такого права правообладатель (автор или иное лицо, которому перешло данное право) вправе использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. При этом правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование произведения. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, прямо предусмотренных кодексом (случаи свободного использования).

Отдельные способы использования произведения прямо указаны в законе. К ним, в частности, относятся воспроизведение произведения, распространение произведения, его публичный показ, импорт оригинала или экземпляра произведения и другие способы.

Другим имущественным правом автора является право следования. Данное право относится только к определённой категории произведений: произведениям изобразительного искусства, авторским рукописям (автографам) литературных и музыкальных произведений. Право следования урегулировано в статье 1293 ГК РФ. В случае отчуждения автором оригинала одного из таких произведений при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала с участием в качестве продавца, покупателя или посредника галереи изобразительного искусства, художественного салона, магазина или иной подобной организации, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения. Данное вознаграждение представляет собой процентные отчисления от цены перепродажи. Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2008 г. № 285. Право следования в отличие от исключительного права неотчуждаемо, но может передаваться после смерти автора его наследникам.

Итак, в настоящей статье мы постарались в общих чертах определить объём охраны, предоставляемой объектам авторского права, и, тем самым, обозначить ориентиры, которые не позволят читателю потеряться на просторах авторского правового регулирования. Более подробно остановиться на затронутых вопросах, а также осветить другие актуальные проблемы авторского права мы постараемся в рамках наших следующих публикаций.


Примечания
1 Основная часть норм, регулирующих вопросы авторского права, содержится в четвёртой части Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу в 2008 году.
2 Ерёменко В.И. Об имущественных правах на произведения науки, литературы и искусства // Адвокат. 2010. № 9.


Назад к списку