ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Медиа

Земснаряды вернулись в Сормово

17 февраля 2014

Ъ. Приволжье, 14.02.2014

Нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» все-таки получил контракт на проектирование и строитель¬ство трех земснарядов на 2,23 млрд руб. для ФГУП «Росморпорт». По предписанию Федеральной антимонопольной службы (ФАС), куда пожаловался другой участник тендера — Рыбинский завод гидромеханизации, «Росморпорт» заново рассмотрел заявки и подтвердил преимущества «Красного Сормова». Но конкурент опять обжаловал решение ФГУПа, подозревая заказчика в предвзятом подходе. Эксперты не исключают и арбитражного разбирательства, но, если начнется исполнение контракта, считают его бесперспективным.

Вчера стало известно, что ФГУП «Росморпорт» по требованию ФАС повторно рассмотрело заявки участников конкурса на проектирование и строительство трех дноуглубительных судов. Итоги первого тендера, состоявшегося в декабре 2013 года, в ФАС обжаловало рыбинское ЗАО «Завод гидромеханизации». Антимонопольщики согласились с его доводами о том, что «Росморпорт» нарушил порядок оценки и сопоставление поданных заявок и необоснованно отдал победу нижегородскому ОАО «Завод „Красное Сормово“». Ведомство признало ФГУП нарушившим федеральный закон «О закупках…» и предписало устранить нарушения. «Росморпорт» отменил декабрьский протокол заседания конкурсной комиссии и назначил повторное рассмотрение заявок.

Напомним, на контракт начальной стоимостью 2,27 млрд руб., предусматривающий проектирование и строительство в течение трех лет земснарядов для филиалов «Росморпорта» — порта Усть-Луга, большого порта Санкт-Петербурга и порта Туапсе, кроме нижегородского и рыбинского предприятий (оценили свои работы в 2,23 млрд руб. и 1,99 млрд руб. соответственно), претендовали также голландские компании IHC Holland B.V. (заявка на 50,1 млн евро) и Damen Shipyards Gorinchem (49,92 млн евро).

Однако в итоге «Красному Сормову» удалось сохранить госконтракт. Как сообщила вчера группа «Мор¬ские и нефтегазовые проекты» (акционер нижегородского завода), позиции предприятия «автоматически усилило» сотрудничество с Damen (компания готовила техпроект для тендера) и бельгийской структурой группы DEME. Завод гидромеханизации на этот раз не был допущен к торгам по формальным основаниям. Как следует из официальной тендерной документации, рыбинский завод представил на конкурс выписку из ЕГРЮЛ другого предприятия — ЗАО «Гидромех сталь». Условия голландцев заказчика снова не устроили: Damen Shipyards Gorinchem указал срок выполнения контракта меньше установленного в конкурсной документации, а цена, предложенная IHC Holland B.V., превысила стартовую цену.

Комментируя итоги повторного рассмотрения заявок, член совета директоров ЗАО «Завод гидромеханизации» Евгений Леонов сообщил, что компания не согласна с его результатами и вновь подала жалобу в ФАС: «”Росморпорту” было выдано предписание пересчитать выставленные баллы. Пересчет вывел бы на первое место нас: мы предложили наименьшую сумму исполнения контракта, минимально возможный по условиям конкурса срок исполнения заказа, а срок гарантии качества на суда был больше, чем у других заявителей, — 37 месяцев (у „Красного Сормова“ — 24 месяца — „Ъ“). А оказалось, что мы якобы не представили выписку из ЕГРЮЛ, которая с момента подачи заявки находилась в „Росморпорте“, а потому считалось, что все документы в полном порядке (в протоколе вскрытия конвертов, в графе „выписка из ЕГРЮЛ“ стоит плюс — „Ъ“)». Евгений Леонов сомневается в объективности «Росморпорта», поскольку генеральный директор ФГУПа Андрей Тарасенко вошел в состав совета директоров «Красного Сормова» (совет директоров нижегородского предприятия досрочно обновился 23 января 2014 года — „Ъ“).

Начальник отдела по связям с общественностью ФГУП «Росморпорт» Наталья Жихарева не исключает, что конкурсная комиссия могла внимательнее рассмотреть заявки предприятий, в результате чего выяснилось, что справка из ЕГРЮЛ не та. Мотивы вхождения господина Тарасенко в состав совета директоров «Красного Сормова» в «Росморпорте» оперативно прокомментировать не смогли.

По мнению партнера юридической фирмы ЮСТ адвоката Александра Евдокимова, ФАС может выдать новое предписание «Росморпорту», если в ходе проверки выяснится, что заявки соответствуют формальным требованиям конкурса и правильная выписка из ЕГРЮЛ все-таки есть. Возможное арбитражное разбирательство юрист считает бесперспективным: «Не исключено, что на момент обращения в суд контракт уже будет исполняться. Арбитраж смотрит на свое решение через его последствия, а компания-подрядчик уже работает и несет затраты. Прецедентов положительного рассмотрения подобных споров я не знаю».


Назад к списку