ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Аналитика

Налоговые льготы для участников специального инвестиционного контракта

25.07.2016
Налоговые льготы для участников специального инвестиционного контракта

23 мая 2016 года были законодательно закреплены налоговые льготы, предусмотренные в связи с новыми предписаниями по импортозамещению и локализации (Федеральный закон от 23.05.2016 № 144-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"). Наряду с понижением налоговых ставок для инвесторов в рамках специального инвестиционного контракта были также установлены и определенные налоговые гарантии.

Обзор

В 2014 году был принят Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", который нацелен на создание конкурентоспособной отечественной промышленности и на стимулирование сотрудничества с инвесторами. В качестве мер стимулирования предусматриваются преимущества, предоставляемые произведенной в России промышленной продукции, при закупочных процедурах, которые реализуются с помощью установления определенных условий, запретов и ограничений для иностранных товаров и услуг (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Федеральным законом № 488-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" предусмотрена новая форма – специальный инвестиционный контракт (СПИК) – которая, прежде всего, нацелена на ускорение локализации производства в России. По условиям СПИК компания обязуется осуществлять определенную инвестиционную деятельность на территории РФ, а государство - поддерживать такую компанию и гарантировать сохранение стабильных условий деятельности. Некоторые запланированные меры (например, пониженные ставки налога) требовали внесения изменений в соответствующие законы, на имплементацию которых было указано и в Послании Президента Федеральному Собранию в 2015 году.

СПИК – краткая информация

Предусмотрены три вида договоров, т.е. три возможных предмета СПИК:

  1. СПИК 1 о создании или модернизации производства промышленной продукции;

  2. СПИК 2 о внедрении наилучших доступных технологий;

  3. СПИК 3 об осваивании производства промышленной продукции, отнесенной к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов.

Срок и размер инвестиций:

  • Указанный инвестором срок выхода на проектную операционную прибыль (в соответствии с бизнес-планом), увеличенный на 5 лет;

  • Максимальный срок составляет 10 лет;

  • Минимальный размер инвестиций составляет 750 млн. рублей для СПИК, заключаемых на федеральном уровне. Субъекты, а также муниципальные образования могут устанавливать иной минимальный размер, а также отказ от такового или замену этого критерия любым другим (например, минимальное количество рабочих мест).

Наряду с упрощенным доступом к закупочным процедурам и гарантиями в отношении последующих законодательных изменений также предусмотрено предоставление налоговых льгот и гарантий в отношении неповышения совокупной налоговой нагрузки. Теперь необходимые изменения закреплены в Федеральном законе № 144-ФЗ.

Изменения в Налоговом кодексе

Для имплементации описанных выше налоговых мер были изменены части 1 и 2 Налогового кодекса, которые теперь предусматривают новую категорию налогоплательщика  - участник специальных инвестиционных контрактов (УСПИК).

Налогоплательщиками - УСПИК признаются инвесторы, являющиеся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного с Российской Федерацией (от имени РФ действует определенный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти).

Статус налогоплательщика - УСПИК возникает со дня включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов, предусмотренный п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 488-ФЗ. С этого дня организация считается включенной в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% и применяется при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90% всех доходов.

Указанная выше налоговая ставка (0% в федеральный бюджет) применяется в течение периода применения пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ.

Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ для налогоплательщиков - УСПИК может быть понижен до 0% начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и до окончания срока действия специального инвестиционного контракта, но не позднее 2025 года включительно. Предоставление иных налоговых льгот находится в ведении субъектов и муниципальных образований.

Так, в Пермском крае еще перед принятием Федерального закона № 144-ФЗ было изменено региональное законодательство и, таким образом, создана законодательная основа для мер стимулирования. Например, требование о минимальном размере инвестиций отсутствует, а вместо него закреплена обязанность создания не менее чем 250 рабочих мест. Обложение налогом на имущество организаций для основных средств, созданных в процессе реализации проекта, было понижено до 0%. Ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ, установлена в размере 13,5%.

Налогоплательщики - УСПИК исчисляют налог на прибыль организаций в соответствии с Главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 288.2 НК РФ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

Налогоплательщики - УСПИК вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств со сроком полезного использования от 1 до 20 лет, произведенных в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта.

В соответствии с п. 4.1 ст. 5 НК РФ (в редакции Федерального закона № 144-ФЗ) положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков - УСПИК налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением специального инвестиционного контракта, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:

- даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта;

- даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта.

Более подробную информацию по этим вопросам Вы можете найти в наших Бюллетенях по импортозамещению и локализации, а также специальному инвестиционному контракту.


Автор – Патрик Полит


Назад к списку