ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Аналитика

Акции - без регистрации. Проблемы, возникающие в процессе взаимодействия c ФСФР России

12.01.2009

Виктория Назарова, юрист Юридической фирмы "ЮСТ"


Экономический кризис неизбежно активизирует процессы слияния и поглощения, в ходе которых руководители вновь образованных юридических лиц неизбежно вступают во взаимодействие с Федеральной службой по финансовым рынкам РФ (ФСФР России). Однако обращение в ФСФР России далеко не всегда приносит ожидаемые результаты.

I. Непредсказуемость действий ФСФР России при осуществлении государственной регистрации выпуска акций

При объединении двух или более юридических лиц, в результате которого образуется новое юридическое лицо, которому передаются все активы, права и обязательства объединяющихся юридических лиц, должно осуществляться взаимодействие с ФСФР России. Такое объединение юридических лиц осуществляется путем реорганизации в форме слияния или присоединения. Одним из вариантов слияния считается создание юридического лица, вкладом в уставный капитал которого могут быть исключительно права контроля над компаниями-участниками. При этом юридические лица – участники продолжают осуществлять свою деятельность и не изменяют свою организационно-правовую форму и наименование.

В указанных случаях при слиянии юридических лиц обязанность по обращению в ФСФР России неизбежно возникает в связи с необходимостью проведения эмиссии (дополнительной эмиссии) акций открытого акционерного общества. Государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций всецело находятся в зависимости от принятия соответствующего властного решения ФСФР России.

Установленные действующим законодательством и нормативными правовыми актами о рынке ценных бумаг основания для принятия ФСФР решения об отказе в государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций являются «размытыми».

Так, согласно ст. 21 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» одним из оснований для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций является «нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения акций законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска акций законодательству Российской Федерации о ценных бумагах».

Представляется, что формулировка основания для отказа – «противоречие условий эмиссии и обращения акций законодательству Российской Федерации» – создает возможность его неоднозначного толкования и индивидуального применения со стороны ФСФР при принятии властных распоряжений в отношении различных эмитентов. Кроме того, в законе не определены случаи, в которых ФСФР проверяет соответствие документов эмитента всему законодательству Российской Федерации или только законодательству Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

В силу Стандартов эмиссии акций, утвержденных приказом ФСФР, решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций может быть принято ФСФР также по основанию «нарушения эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации».

Из анализа судебной практики последних лет видно, что ФСФР может неправомерно отказать в государственной регистрации выпуска и/или отчета об итогах выпуска акций на основании своего мнения о том, что:

– нарушен порядок оплаты акций в учредительных документах (решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 января 2007 г., 22 января 2007 г. по делу № А40-62237/06-92-352);

– уменьшена доля участия государства в открытом обществе (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2005 г. по делу № 09АП-13469/05-АК);

– незаконно размещены акции в пользу того акционера, выпуск своих акций которого еще не прошел государственную регистрацию (постановление ФАС Московского округа от 21 сентября 2005 г. по делу № КГ-А40/8912-05);

– отсутствует четкое определение способа уведомления акционеров о возможности приобретения ими акций дополнительного выпуска (решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 марта 2006 г., 3 апреля 2006 г. по делу № А40-9097/06-106-91).

Все указанные случаи оспоренных в судебном порядке неправомерных отказов свидетельствуют о существующей возможности неоднозначного толкования положений законодательства со стороны ФСФР.

Кроме того, в качестве иных способов злоупотребления ФСФР своими полномочиями могут выступать:

– приостановление эмиссии акций;

– признание выпуска акций несостоявшимся на любом этапе процедуры эмиссии акций до даты регистрации отчета об итогах выпуска этих акций, в частности, в случае если эмитент в ходе эмиссии акций нарушил требования законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ст. 26) введено понятие недобросовестной эмиссии. Под ней понимаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии и являющиеся основаниями для отказа ФСФР в государственной регистрации выпуска акций, признания выпуска акций несостоявшимся или приостановления эмиссии акций.

Административный регламент исполнения ФСФР России государственной функции по регистрации выпуска акций предписывает, что, в случае если эмиссионные документы позволяют сделать вывод об их несоответствии (наличии признаков несоответствия) требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и/или организацией-заявителем не соблюдаются требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, готовится проект приказа о приостановлении выпуска акций или об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций, признании выпуска акций несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации.

Таким образом, действующим законодательством и нормативно-правовыми актами не установлены четкие основания для приостановления ФСФР эмиссии акций. Поэтому ФСФР России при обнаружении только одних признаков недобросовестной эмиссии или признаков несоответствия эмиссии требованиям законодательства Российской Федерации вправе приостановить эмиссию акций. При этом действующим законодательством не установлены четкие сроки для устранения эмитентом конкретных «признаков» нарушений. В связи с этим приостановление ФСФР эмиссии акций эмитента может затянуть процедуру эмиссии на длительный период, причем в этот период акционеры эмитента будут лишены возможности распоряжаться своими акциями, а сам эмитент – возможности провести следующую дополнительную эмиссию акций.

Анализ рассмотренных за последнее время судебных дел о признании недействительными приказов ФСФР о приостановлении эмиссии акций открытых акционерных обществ подтверждает возможность произвольного применения норм законодательства о рынке ценных бумаг со стороны ФСФР. Так, по одному из судебных дел установлено, что ФСФР в рамках защиты прав одного из акционеров эмитента как истца по другому делу был издан незаконный приказ о приостановлении эмиссии в связи с «обнаружением признаков ничтожности сделки по размещению акций как сделки противоречащей основам нравственности и правопорядка». Оспоренный приказ ФСФР был признан судом незаконным и недействительным, поскольку ФСФР при его издании вышла за пределы своих полномочий, подменив собой судебные органы.

Описанный случай также свидетельствует о том, что законодательство о рынке ценных бумаг создает для ФСФР возможность неправильного толкования и применения положений о приостановлении эмиссии акций. Вместе с тем в одних и тех же условиях и обстоятельствах к разным эмитентам применяется неодинаковый подход.

Таким образом, можно сделать обобщенный вывод о том, что при совершении сделок слияния их участники не могут предугадать решение ФСФР на ранних этапах подготовки к сделкам. Существует значительный риск потери времени и средств в случае затягивания эмиссии акций или принятия ФСФР решения об отказе в государственной регистрации выпуска или отчета об итогах выпуска акций. Соответственно, единственным возможным способом упрощения порядка взаимодействия с ФСФР России может выступить установление в законодательстве ясных и однозначных оснований для приостановления и для отказа в государственной регистрации выпуска акций, а также установление сроков для устранения конкретных нарушений.

II. Риски при осуществлении ФСФР России государственного контроля за приобретением акций открытого общества

Взаимодействие с ФСФР России происходит и в случае установления компанией корпоративного контроля над независимым от нее юридическим лицом без инкорпорирования его в свою структуру, в том числе через управление контрольным пакетом акций. Такое взаимодействие осуществляется в форме государственного контроля со стороны ФСФР России в случае приобретения более 30 % акций открытого акционерного общества и заключается в обязанности представления соответствующих документов в ФСФР России и его территориальные органы, а также в раскрытии соответствующей информации.

При приобретении лицом более 30 % акций открытого акционерного общества возникает обязанность направления в это общество добровольного или обязательного предложения о покупке акций, уведомления о праве акционеров требовать выкупа акций или требования указанного лица о выкупе акций. Данные документы перед направлением обществу должны быть представлены на рассмотрение в ФСФР.

ФСФР осуществляет функцию государственного контроля за соответствием формы и содержания этих документов и приложений к ним законодательно установленным требованиям. При обнаружении в течение 15 дней несоответствия документов установленным требованиям ФСФР направляет предписание о приведении представленного предложения, уведомления или требования в соответствие с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах». В случае если предписание ФСФР не было направлено в течение 15 дней, лицо, приобретающее акции, вправе отправить документы уже непосредственно в общество. Впоследствии общество обязано направить в ФСФР отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения. Унифицированные формы всех подлежащих представлению документов и приложений к ним разработаны ФСФР и достаточно успешно используются на практике.

Однако следует обратить внимание на проблемы раскрытия информации, связанной с приобретением акций и с процедурой эмиссии акций. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей ее получения способом, гарантирующим ее получение по месту нахождения.

Так, лицо, направляющее добровольное или обязательное предложение о приобретении акций, обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязано раскрыть:

– информацию о направлении такого предложения в ФСФР России – раскрывается путем опубликования на ленте новостей не позднее дня, следующего за днем представления предложения в ФСФР России; а также на странице приобретателя в сети Интернет, хранится три месяца;

– содержание такого предложения (раскрывается путем опубликования в ленте новостей не позднее дня, следующего за днем истечения 15-дневного срока с даты представления предложения в ФСФР России; а также на странице приобретателя в сети Интернет и хранится шесть месяцев).

При регистрации проспекта ценных бумаг (если акции размещаются среди более 500 лиц) эмитент обязан осуществить раскрытие информации на каждом этапе процедуры эмиссии в форме:

– ежеквартального отчета эмитента акций – представляется в ФСФР не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала;

– сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента акций – направляется в ФСФР России в срок не более пяти дней с момента наступления события; раскрытие информации осуществляется путем опубликования ее на ленте новостей – не позднее одного дня (до 10.00 этого дня), на странице эмитента в сети Интернет – не позднее двух дней (информация должна быть доступна не менее шести месяцев).

Из анализа положений законодательства о рынке ценных бумаг следует, что существующие требования к объему и срокам раскрытия информации при приобретении акций являются крайне жесткими. В качестве возможного пути разрешения данной проблемы может быть предложено максимально уменьшить объем раскрываемой информации при осуществлении эмиссии акций, а также смягчить требования к срокам раскрытия такой информации.

По результатам анализа законодательства можно указать еще на одну проблему, связанную с наличием у ФСФР права на обращение в арбитражный суд с иском о приведении предложения, уведомления или требования в соответствие с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» в случае, если ФСФР пропустила срок направления предписания в общество.

В этой связи существует неоднозначность правовых последствий получения открытым акционерным обществом документов о приобретении акций в процессе судебного разбирательства по иску ФСФР России. Решение проблемы возможно по аналогии, как и в случае направления ФСФР предписания в общество: документы, полученные обществом, должны быть отозваны направившим их лицом, в том числе путем направления новых документов, а заявления о продаже акций, полученные обществом от других акционеров, считаются не поступившими. Иной способ разрешения ситуации – после вступления в законную силу решения суда об удовлетворении требований ФСФР России привести документы о приобретении акций в соответствие с требованиями законодательства. Однако указанные способы не регламентированы законодательством об акционерных обществах и могут повлечь новые судебные споры со стороны акционеров общества.

Кроме того, законодательством не установлен пресекательный срок для обращения ФСФР в арбитражный суд с указанным требованием. Поэтому существует возможность возникновения ситуации, при которой спустя длительный период после фактического приобретения лицом акций общества и/или проведения обществом дополнительных эмиссий акций по заявлению ФСФР будет принято судебное решение. Такое решение фактически невозможно будет исполнить в связи с изменениями в реестре владельцев акций общества и/или в связи с изменением реквизитов выпуска акций общества. Избежать подобных ситуаций возможно при четком законодательном определении срока для обращения ФСФР в суд. Разумным может считаться срок в три месяца по истечении установленного 15-дневного срока для направления ФСФР предписания в общество.


Назад к списку