Вверх
Прощание с офшорами
16.03.2015
Полностью статья доступна в PDF-файле.
О конкретных результатах деофшоризации говорить пока что рано. В течение предыдущего года можно было наблюдать скорее за настороженным ожиданием бизнеса и консультантов, за попытками повлиять на центры принятия решений в целях борьбы за смягчение готовящихся законодательных изменений, чем за планомерной подготовкой к новым правилам игры. Не многие к началу 2015 года подошли с готовыми вариантами решений, еще меньше – с утвержденной и запущенной в реализацию системой мероприятий.
На это повлиял ряд факторов: существенные пертурбации, происходившие с текстом основного законопроекта по деофшоризации, окончательное принятие закона только в конце года (24 ноября 2014 года) и, конечно, финансовая турбулентность, вызванная международными санкциями в отношении России и падением цен на нефть. При этом еще в начале проработки законодательной инициативы, когда экономика была более стабильной, специалисты предупреждали, что даже смягчение существовавших проектов вряд ли приведет к положительному эффекту без одновременного объявления налоговой и валютной амнистии.
По итогам прошедшего года отток капитала из России составил вдвое больше, чем прогнозировали Минэкономразвития и Центробанк. Конечно, внимание бизнеса во второй половине года существенным образом сместилось с налогообложения на противодействие кризисным явлениям. Вместе с тем полагаю, что влияние на увеличение объемов бегства капитала оказали и сама неопределенность в налоговой сфере, и стремительность вступления в силу принятых изменений, и отсутствие провозглашенных вариантов освобождения от ответственности за допущенные в прошлом нарушения.
Поэтому возможный положительный эффект от принимаемых антиофшорных мер в настоящее время полностью нивелируется тем, каким образом и в каких конкретных исторических условиях они принимаются.

О конкретных результатах деофшоризации говорить пока что рано. В течение предыдущего года можно было наблюдать скорее за настороженным ожиданием бизнеса и консультантов, за попытками повлиять на центры принятия решений в целях борьбы за смягчение готовящихся законодательных изменений, чем за планомерной подготовкой к новым правилам игры. Не многие к началу 2015 года подошли с готовыми вариантами решений, еще меньше – с утвержденной и запущенной в реализацию системой мероприятий.
На это повлиял ряд факторов: существенные пертурбации, происходившие с текстом основного законопроекта по деофшоризации, окончательное принятие закона только в конце года (24 ноября 2014 года) и, конечно, финансовая турбулентность, вызванная международными санкциями в отношении России и падением цен на нефть. При этом еще в начале проработки законодательной инициативы, когда экономика была более стабильной, специалисты предупреждали, что даже смягчение существовавших проектов вряд ли приведет к положительному эффекту без одновременного объявления налоговой и валютной амнистии.
По итогам прошедшего года отток капитала из России составил вдвое больше, чем прогнозировали Минэкономразвития и Центробанк. Конечно, внимание бизнеса во второй половине года существенным образом сместилось с налогообложения на противодействие кризисным явлениям. Вместе с тем полагаю, что влияние на увеличение объемов бегства капитала оказали и сама неопределенность в налоговой сфере, и стремительность вступления в силу принятых изменений, и отсутствие провозглашенных вариантов освобождения от ответственности за допущенные в прошлом нарушения.
Поэтому возможный положительный эффект от принимаемых антиофшорных мер в настоящее время полностью нивелируется тем, каким образом и в каких конкретных исторических условиях они принимаются.