ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Аналитика

Пять ожидаемых новаций в сфере труда

22.01.2013

Источник публикации - газета "Экономика и жизнь". №50. Декабрь, 2012.

Материал подготовлен на основе материалов, в том числе предоставленных старшим юристом Юридической фирмы "ЮСТ" Татьяной Самариной.


В прошлом году законодатель семь раз корректировал и дополнял положения Трудового кодекса РФ. В 2013 г. эта работа продолжится, поскольку до многих законопроектов, которые депутаты планировали обсудить минувшей осенью, у них так и не дошли руки. Некоторые обсуждаемые новации пока не получили статус законопроектов, но в случае принятия они могут существенно повлиять на характер трудовых отношений в перспективе.

I. Регулирование дистанционной занятости

Законопроект № 88331-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „Об электронной подписи“». Находится на рассмотрении в Госдуме. Разработчики законопроекта предлагают внести в Трудовой кодекс РФ изменения, связанные с регулированием труда лиц, которые выполняют работу на условиях удаленного доступа, то есть вне места расположения работодателя (дистанционную работу). Так, с дистанционными работниками трудовые договоры можно будет заключать в электронном виде. Для подписания упомянутых договоров сторонам необходимо будет использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.

Работодатель также будет обязан будет направить дистанционному работнику заверенную надлежащим образом копию такого договора по почте заказным письмом с уведомлением не позднее трех календарных дней со дня заключения трудового договора. В трудовом договоре, в частности, будут определены порядок и сроки обеспечения дистанционных работников необходимыми для выполнения трудовой функции оборудованием и иными ресурсами, сдачи выполненной работы, порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им оборудования и иных ресурсов. Названные работники смогут распределять свое рабочее время и время отдыха по своему усмотрению, если иное не будет предусмотрено трудовым договором.

Необходимость принятия законопроекта связана с получающей все более широкое распространение дистанционной занятостью. Объясняется это тем, что данная форма организации труда имеет ряд преимуществ: сокращаются издержки работодателя на аренду помещений и обустройство рабочих мест, экономятся время, энергия и средства работника, растет производительность труда последнего в связи с работой в более комфортных домашних условиях. На дистанционных работников будет распространяться трудовое законодательство с изъятиями, связанными с особым характером труда указанных лиц. В то же время положения законопроекта не будут действовать в отношении надомников, правовой статус которых определен в главе 49 Трудового кодекса РФ.

У работодателя также появится возможность предусмотреть дополнительные основания для увольнения дистанционного работника. Отметим, что определение «дистанционные работники» базируется на двух особенностях: 1) рабочее место такого работника находится вне расположения работодателя (в том числе в другой местности); 2) в ходе работы обязательно используется информационно-телекоммуникационная сеть Интернет и другие виды связи.

II. Запрет на применение заемного труда

Законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов „заемного труда“ или другими способами). Находится на рассмотрении в Госдуме. Документ, в частности, вносит поправки в Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения), Трудовой кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Цель законопроекта — установить запрет на заемный труд, а именно запретить агентствам по подбору персонала заключать трудовые договоры с работниками с целью их передачи для использования их труда другими организациями.

Предлагается предоставить Государственной инспекции труда право устанавливать фактически сложившиеся трудовые отношения между работником и работодателем. Лицу, фактически допущенному до работы, будет предоставлено право требовать возмещения морального вреда, если компания отказывает ему в заключении трудового договора. Устанавливается минимум размера компенсации морального вреда. Вводится понятие «иного лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции» в норме о фактическом допущении лица к работе.

Кроме того, предлагается ввести в КоАП РФ специальный состав административного правонарушения: за уклонение от заключения трудового договора в виде штрафа до 20 000 руб. на должностных лиц и до 100 000 руб. на юридических лиц. Должностное лицо также может быть дисквалифицировано, если ранее оно подвергалось аналогичному административному взысканию. Для подготовки документа ко второму чтению создана трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Она поддержала вариант запрета заемного труда с некоторыми оговорками: когда возможно предоставление персонала, когда оно не относится к заемному труду и т.п.

III. Запрет на дискриминационные требования при приеме на работу

Законопроект от 18.10.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Размещен на сайте Минтруда России. Документ, в частности, вносит поправки в Закон о занятости населения и КоАП РФ. Первая группа поправок касается обучения незанятых граждан — безработных, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, других незанятых, желающих возобновить трудовую деятельность, в том числе пенсионеров по старости.

<…>

Продолжение - в pdf-версии публикации.

Скачать в PDF


Назад к списку