Роструд уходит в интернет
Источник публикации – Новая адвокатская газета, №16 (153). 2013.
Татьяна Самарина, старший юрист Юридической фирмы «ЮСТ», к.ю.н.
На брифинге в Мультимедийном пресс-центре РИА Новости заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) Михаил Иванков объявил о дальнейшем развитии амбициозного государственного проекта «Открытая инспекция труда: переход от модели санкций к модели соответствия».
Превентивные меры
По словам представителя госаппарата, действующая система выявления правонарушений себя исчерпала. На сегодняшний день госинспекторам «удалось пробудить и работника, и работодателя», заинтересовав все стороны трудовых отношений в цивилизованном подходе к обеспечению соблюдения законодательства. Одним из свидетельств этого, по его мнению, можно считать, помимо активной позиции работников, участившиеся за последний год случаи обращений самих работодателей не по фактам проведенных проверок, а с просьбой дать консультацию, как правильно исполнить норму трудового права.
Таким образом, запускаемые в октябре–ноябре этого года сервисы побудят работодателя поставить себе задачу не бороться с инспектором и минимизировать последствия его проверки, а превентивно обеспечивать соблюдение трудового законодательства у себя в компании. И работник, и работодатель, и госинспектор благодаря проекту будут одинаково понимать требования ТК РФ, иных нормативных правовых актов в области трудовых отношений, сущность проверочных мероприятий, вносить предложения и обсуждать технологию работы Гострудинспекции и многое другое.
Для этого, например, планируется выработать стандарты соблюдения требований трудового законодательства и стандарты самих проверок, которые, по задумке разработчиков, будут «абсолютно транспарентны и одинаково воспринимаемы как работодателем, так и инспектором».
Проект включает несколько блоков: сервис предпроверок, личный кабинет, алгоритмы действий работников для типовых жизненных ситуаций, площадку для обсуждений и предложений, рейтинг работодателей.
Первый блок разрабатывается в помощь компаниям и индивидуальным предпринимателям, чтобы любой из них мог не только провести некий аудит на предмет соблюдения требований законодательства внутри организации, но и получить специально сформированную для нее электронным инспектором программу необходимых мер устранения обнаруженных недочетов. По словам Михаила Иванкова, более половины выявленных в ходе проверок случаев правонарушений работодателей связаны не с умыслом, а с непониманием отдельных норм. Этот сервис направлен именно на снижение количества таких случаев. Выгода для работодателя становится очевидной: он сможет впоследствии пройти проверку «живого» инспектора с наименьшими потерями.
На собственном контроле
Личный кабинет в свою очередь позволит отслеживать ход проверки. Надежды Роструда связаны еще и с тем, что прозрачность и одинаковое понимание процедуры всеми участниками процесса позволят снизить риск коррупционной составляющей.
К этому блоку будут прилагаться система интерактивной подачи жалобы с возможностью отслеживания ее рассмотрения и «корректировки ее траектории», а также сервис решения проблем по жизненным ситуациям. Первоначально будут выложены алгоритмы порядка 20 типовых случаев, связанных, например, с увольнением или невыплатой заработной платы. При этом для их написания будут привлекаться в том числе внешние эксперты, зарекомендовавшие себя как «в совершенстве владеющие трудовым правом», способные анализировать и оптимизировать процесс под рядового сотрудника.
Особый акцент Михаил Иванков сделал на стиле изложения пошаговых инструкций: они не будут перегружены многочисленными цитатами из законов, будут написаны доступным для широкой аудитории языком.
По-прежнему дискуссионной остается инициатива ведения рейтинга работодателей на основе оценок работников. Иванков признал, что в 90% случаев отзывы оставляют работники, не удовлетворенные ситуацией в компании. Но смешивать эти сведения с релятивными данными по результатам проверок Роструд не намерен. Вместо этого работодателям предлагается реагировать на каждое такое обращение, вступать в дискуссию с работником в рамках создаваемой электронной площадки.
Отвечая на вопросы журналистов, Михаил Иванков уточнил, что проект не повлечет сокращения штата госслужащих и не вызовет кардинальных изменений в количестве проводимых проверок. Ставка делается на распределение форм и методов проверок в зависимости от объектов, что укладывается в концепцию совершенствования системы государственного управления, изложенную в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601.
Отметим, что масштабы проекта впечатляют не только возможностями, но и потенциальными рисками – от взлома баз данных интернет-портала до злоупотреблений сторонами трудовых отношений ввиду получения избыточной информации или двойственного толкования.
Другим предметом для размышлений может стать сопоставление предложенных экспертами алгоритмов действий с тенденциями судебной практики по разрешению трудовых споров. От Роструда потребуются как минимум постоянный мониторинг, анализ и комплементация актуальных изменений законодательства, практики государственных инспекций труда и судов общей юрисдикции. И общественный контроль за работой Гострудинспекции сыграет не последнюю роль.