ENG
 Вверх
ЮСТ  /  Пресс-центр  /  Аналитика

Унификация законодательства стран Таможенного союза

13.03.2012

Источник публикации - журнал "Корпоративный юрист". №2. 2012.

Игорь Пастухов, адвокат, налоговый советник МКА «Юридическая фирма “ЮСТ”»

В соответствии с Договором о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. единым постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза является Комиссия Таможенного союза (далее – КТС), решения которой носят обязательный характер для государств-членов. При этом они имеют приоритет перед положениями подзаконных национальных правовых норм, т. е. соответствующие национальные нормы не могут применяться в случае их несоответствия решениям КТС.

Появление наднациональных органов, решения которых являются обязательными для государств-членов, не совсем обычно для нашей страны. Если принцип приоритета международных соглашений над нормами внутреннего законодательства привычен для всех правоприменителей и замена положений национальных таможенных кодексов ТК ТС, утвержденным Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г., не вызвала существенных проблем, то нормативные акты, созданные наднациональными органами, решения которых обязательны, пока являются непривычной новацией, создающей определенные сложности.

В Республике Беларусь для преодоления правоприменителями такого рода проблем создан специальный правовой механизм. В соответствии с Постановлением Совмина РБ от 11 февраля 2010 г. № 185 «Об утверждении Положения о порядке дачи заключений по вопросу о соотнесении решений Комиссии таможенного союза с актами законодательства Республики Беларусь и доведения таких заключений до всеобщего сведения» органы государственной власти проводят анализ решений, принятых КТС, и составляют совместно с Минюстом РБ список национальных нормативных правовых актов, положения которых противоречат указанным решениям и поэтому не подлежат применению. Данный список доводится до всеобщего сведения, в т. ч. путем размещения в сети Интернет.

Для ликвидации сложностей в применении нормативных актов Таможенного союза государствачлены обязались привести свое внутреннее законодательство в соответствие с положениями ТК ТС. При этом они исходили из того, что большое значение для нормального функ ционирования Таможенного союза имеют вопросы привлечения к ответственности лиц, нарушающих его таможенное законодательство.

Различие административного и уголовного законодательства стран – членов Таможенного союза

В каждой из стран-членов имелись собственные нормы административного и уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за нарушение таможенных правил.

Проведенный аппаратом КТС анализ этих норм, результаты которого были представлены 20 мая 2010 г. на ее заседании в Санкт-Петербурге, выявил в них существенные расхождения.

Так, гл. 14 «Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)» КоАП РБ содержала 18 статей, гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» КоАП РФ – 23 статьи, а гл. 14 «Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)» КоАП РК – 18 статей.

Еще более существенно расходились нормы уголовного законодательства в вопросе определения понятия уголовно наказуемой контрабанды. Причем у стран-участниц практически не было никаких расхождений при определении как преступления незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, военной техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Но к определению так называемой экономической контрабанды законодатели трех стран подходили по-разному.

Так, в Республике Беларусь преступным является перемещение через таможенную границу в крупном размере «помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием» только товаров, «запрещенных или ограниченных к такому перемещению» (ст. 228 УК РБ).

В Республике Казахстан преступным признается перемещение в крупном размере любого товара, если оно совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации. При этом перемещение в крупном размере «запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения» считается преступным только в случаях, связанных с недекларированием или недостоверным декларированием таких товаров (ст. 209 УК РК).

В каждой из стран–членов имелись собственные нормы административного и уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за нарушение таможенных правил. Проведенный аппаратом КТС анализ этих норм, результаты которого были представлены 20 мая 2010 г. на ее заседании в Санкт–Петербурге, выявил в них существенные расхождения.

В Российской Федерации преступлением признается перемещение в крупном размере любых товаров, если оно было произведено или сопряжено с любым из способов, указанных в УК РБ и УК РК.

Согласование изменений в административное и уголовное законодательство странчленов Таможенного союза

Специалистами КТС было высказано предложение о согласовании законодательства государств-членов в рассматриваемой сфере в два этапа. На первом предлагалось произвести «технические» изменения, связанные с изменением понятийного аппарата таможенного законодательства Таможенного союза, а на втором – добиваться «синхронизации» норм уголовного и административного законодательства, чтобы придти к единому определению преступного деяния и административных проступков.

Этот вопрос был вынесен на рассмотрение высшего органа Таможенного союза – Межгосударственного Совета ЕврАЗЭс, который на заседании в Астане 5 июля 2010 г. принял решение № 50 «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» (далее – Решение № 50). Этим Решением были утверждены проекты двух международных соглашений – Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза (далее – Договор) и Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее – Соглашение о правовой помощи).

Договор предполагал установление такого регулирования, при котором национальные правоохранительные органы каждого из государств-членов в случае выявления правонарушений получали бы возможность преследования лиц, нарушивших таможенное законодательство Таможенного союза, вне зависимости от того, на территории какой из трех стран было начато совершение таких правонарушений. В частности, были сформулированы принципы определения подследственности таможенных преступлений.

<…>

Полная версия публикации – в журнале «Корпоративный юрист» №2, 2012.


Назад к списку