ВС: Российские арбитражные суды могут рассматривать споры с участием иностранных лиц
9 декабря Верховный Суд вынес Определение № 302-ЭС22-16135 по делу № А19-14701/2021, в котором прояснил порядок рассмотрения российскими арбитражными судами экономических споров с участием иностранных лиц.
Ассоциированный партнер, адвокат Юридической фирмы "ЮСТ" Дмитрий Мальбин полагает, что ВС РФ подчеркивает сложность определения компетенции российских судов на рассмотрение споров с иностранным элементом. "Проблема заключается в том, что закон хотя и устанавливает правила определения наличия у российских судов компетенции на рассмотрение споров, тем не менее такие критерии носят оценочный характер. В этом деле суды нижестоящих инстанций не смогли установить тесной связи спорного правоотношения с территорией РФ. Представляется, что ошибки судов в такого рода вопросах продиктованы несколькими причинами", – отметил Дмитрий "Адвокатской газете".
Во-первых, по словам эксперта, суды склонны разрешать спор и применять правовые нормы в качестве определенно прописанного алгоритма или при наличии ясного и недвусмысленного критерия, но там, где такой алгоритм или критерий отсутствуют, суды иногда оказываются не способны принять решение: "Например, вопрос общей территориальной подсудности имеет четкий и ясный критерий – место нахождения или жительства ответчика, и суды редко ошибаются в этом вопросе, в то время как критерий “тесной связи” в вопросе компетенции российского суда на рассмотрение спора с иностранным элементов носит размытый, оценочный характер, что требует от суда самостоятельного сложного юридического анализа".
Во-вторых, указал он, споры с иностранным элементом – явление редкое, поэтому суды склонны воспринимать такие споры как чужие, подлежащие рассмотрению иностранным судом. "В целом можно отметить положительный вклад данного определения ВС РФ в развитие правоприменительной практики, поскольку нижестоящие суды, во всяком случае, могут на конкретном примере увидеть, какие именно обстоятельства могут свидетельствовать о наличии тесной связи правоотношения с территорией РФ", – полагает Дмитрий Мальбин.